+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

10.08.2020
Цели разные, польза - огромная
В регионе продолжает свое действие программа областного материнского капитала, благодаря которому семьи, где родился или был усыновлен третий и последующие дети, получают сертификат. Его, как и федеральный, можно реализовать на ряд целей.
02.07.2020
Новые инициативы Владимира Путина
23 июня Владимир Путин выступил с обращением к гражданам России, объявив новые масштабные меры поддержки в связи с ситуацией с коронавирусом. Предложенные нововведения дополнят пакет уже действующих мер социальной поддержки граждан и, по словам Президента, направлены на решение главной задачи - помочь людям вернуться к работе.
23.06.2020
Сельская ипотека - подспорье для семьи
С начала этого года в государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий» была включена льготная ипотека для приобретения и строительства жилья на сельских территориях по ставке до 3%. Одна из важнейших задач данного проекта - улучшение жилищных условий сельского населения.


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

Жизнь под стук колес

Рубрика «Точка на карте» продолжает путешествие по горшеченскому краю. Правда, в этот раз мы несколько отступили от привычного формата и решили рассказать о железной дороге в нашем районе.
В канун Дня железнодорожника, который отмечается в первое воскресенье августа, давайте вспомним историю ее создания и людей, чей трудовой путь с нею связан.

События минувших лет
Железнодорожный бум в Российской Империи пришелся на начало 1860-х годов. До этого в России действовали только две железные дороги: Царскосельская (1837) и Николаевская (1851). Позже решено было построить сеть железных путей в разных направлениях. «Присоседиться» к проекту захотели многие губернии и уезды, в том числе и наш. И работа закипела.
Строительство одноколейной железной дороги на территории нынешнего Горшеченского района шло на деньги земства и помещиков Коротеева, Разумовского, Решетова, Гурко и других. В 1896 году оно было закончено. Дорога пролегла от Ельца до Валуек.
Кстати, с того года и был учрежден профессиональный праздник - День железнодорожника, который приурочили ко дню рождения императора Николая I, ведь именно он начал строительство железных дорог в стране.
Примерно тогда же в Горшечном рядом с одноколейным железным полотном были возведены казармы (здесь жили строители), здание вокзала, водонапорная башня и жилой дом на 8 квартир, первыми жителями которого стали семьи железнодорожников. Станция стала своего родом центром, способствовав развитию кустарной промышленности и торговле вином, как так тогда в Горшечном находился винный завод, принадлежавший фельдмаршалу Гурко.
Перевозилось много и других грузов. Как гласят архивные данные того времени, предоставленные Горшеченским краеведческим музеем, «Станция Горшечное грузила до 150 тысяч пудов, преимущественно хлебных грузов».
Позже, уже в 1932 году, на территории района была проложена вторая линия железной дороги, что позволило в разы увеличить грузоперевозки.
Имела большое значение наша станция и в годы Великой Отечественной войны. По ней днем и ночью шли эшелоны с военной техникой, боеприпасами и продовольствием. Не зря за этот стратегический узел шли серьезные бои.
В трудный послевоенный период железная дорога также успешно обеспечивала доставку народнохозяйственных грузов для нужд страны.
На улице Железнодорожной
По словам старожил, во время боев более всего пострадал многоквартирный железнодорожный дом. Но после войны он был восстановлен. В 1955 году сюда одними их первых въехали Алексей Степанович и Валентина Павловна Мазаловы с двумя сыновьями Александром и Владимиром. Позже в семье родилась дочь Татьяна. Девочка, к слову, стала первым ребенком, рожденным здесь. Только вот династию железнодорожников она, как, впрочем, и ее братья, не продолжила, стала металлургом, те выбрали военную стезю. А вот их отец остался верен своей профессии, проработав на железной дороге более 40 лет: был и стрелочником, и дежурным станции.
Через год после Мазаловых в дом № 14 по улице Железнодорожная въехали еще жильцы. Это Иван Степанович Мазалов и Виктор Алексеевич Чернов с семьями, а также Чаусовы, Смоляковы, Парамоновы и Некрасовы. Но сегодня из этих старожил уже никого нет в живых.
Казармы, некогда занимаемые строителями, в народе прозванные Аленушкиными, также позже отдали под жилье работникам железной дороги. Из трех квартир сейчас заселены две. Татьяна Федоровна Аленушкина как раз жительница одной из них. Женщина из семьи железнодорожников. Да и сама она четверть века трудилась на железной дороге приемосдатчиком груза и багажа в поездах.
Сегодня водонапорная башня, железнодорожный вокзал и 8-ми квартирный дом являются памятниками архитектуры и достопримечательностями Горшечного.
На улице Привокзальной
В 1967 году на улице Привокзальная (надо заметить, что свое название она получила благодаря соседству с вокзалом) был построен еще один, но уже 4-х квартирный, дом для железнодорожников. Самым почтенным его жителем по праву называют Ивана Яковлевича Жилякова. Он потомственный железнодорожник. Будучи мальчишкой, часто прибегал к отцу на работу, помогая ему и другим рабочим лопатами прочищать железнодорожные пути от снега.
- Зимы-то раньше были очень суровыми и снежными, - вспоминает ветеран труда, который и сам в неполных 17 лет пришел работать на железную дорогу. - 1967 -й, именно тогда дом сдали в эксплуатацию, стал знаковым для меня. Ведь я в тот год женился и нам с супругой одними из первых дали здесь квартиру.
За плечами Ивана Яковлевича свыше 40 лет трудового стажа на железной дороге, он трудился практически все время главным кондуктором - составителем поездов. Его сын Сергей продолжил дело отца, работает составителем поездов на станции Старый Оскол.
По соседству с Жиляковым в этом доме живут его коллеги Раиса Васильевна Гриценко и Раиса Ивановна Филатова. Первая более 20 лет проработала билетным кассиром. Она сходу вспоминает, что от станции Горшечное до Старого Оскола 25 км, а до Касторного - 40. Вторая же труженица 13 лет была стрелочницей, после дежурной по станции. А всего ее трудовой стаж насчитывает 35 лет.
Ветераны-железнодорожники живут дружно: работа, общие интересы (они пенсионеры) и соседство объединяет их. Вместе мы их и сфотографировали во дворе дома.
Говоря о фото, хотелось отметить, что в нашем краеведческом музее есть снимки горшеченцев, которые в разное время работали на железной дороге: ветерана труда железнодорожного транспорта Михаила Андреевича Перцева, почетного железнодорожника, проработавшего 52 года Федора Васильевича Аленушкина, кавалера ордена Ленина - Дмитрия Николаевича Мазалова, ударника 10-й пятилетки - Алексея Максимовича Дробыленко, ударника 11-й пятилетки, награжденного медалью «За доблестный труд» Николая Васильевича Толстых, Антонины Николаевны Жиляковой, посвятившей 37 лет трудовой жизни железнодорожной отрасли.
К сожалению, формат материала не позволяет перечислить всех тружеников-железнодорожников, за что приносим свои извинения.
А продолжая рассказ, стоит заметить, что в 2001-м году в поселке было закончено строительство еще одного, 18-ти квартирного дома, для железнодорожников. Здесь новоселье отметили семьи Кряжевых, Мелиховых, Селютиных, Сопелкиных, Палкиных, Зыбцевых и других.
День сегодняшний
В ходе экономических реформ сократился объем перевозок, но железная дорога, проходящая через наш район, продолжает выполнять свои функции.
Сейчас станция Горшечное, протяженность путей которой более 2 км, относится к 4-му классу по объему выполняемой работы. А это погрузка зерновых, выгрузка цемента, удобрений. За сутки здесь проходит порядка 25 пар грузовых поездов, а также пригородные и пассажирские.
Ныне начальником железнодорожной станции Горшечное работает Татьяна Александровна Щукина. После окончания железнодорожного колледжа, а далее и Воронежского института, начался ее трудовой путь можно сказать с первых ступеней - приемосдатчика груза и багажа. Позже ее перевели дежурной по станции, а два года назад назначили начальником. Под ее руководством находится 6 человек. Более 20 лет здесь трудятся дежурные по станции Валентина Тимофеевна Бачурина и Елена Петровна Иноземцева. Порядка 10 лет работы на железной дороге за плечами приемосдатчика груза и багажа Натальи Александровны Матусовой. Большой трудовой путь и у Людмилы Анатольевны Антоновой. Не отстает и молодежь - Дмитрий Загородний и Анастосия Кузнецова.
А еще на станции Горшечное функционирует служба пути, где под руководством начальника участка Андрея Сергеевича Соловьева и дорожного мастера Сергея Владимировича Секирина трудится порядка 20 человек. В службе дистанции сигнализации, централизации и блокировки под началом Романа Анатольевича Шаталова работает 8 человек. От их каждодневного труда зависит стабильная работа многих предприятий, а также комфорт и безопасность пассажиров на железной дороге.
В преддверии Дня железнодорожника хочется поздравить с профессиональным праздником всех, кто связал свою трудовую судьбу с железной дорогой. Желаем доброго здоровья, семейного благополучия, удачи и уверенности в завтрашнем дне.
Л. ГОНЧАРОВА.