+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

13.04.2024
В регионе для борьбы с сахарным диабетом действует ряд федеральных проектов
В Курской области для борьбы с сахарным диабетом реализуется ряд федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта «Здравоохранение», который инициировал Президент России Владимир Путин.
10.04.2024
Санавиация спасает жизни
 С начала 2024 года вертолет санитарной авиации Курской областной многопрофильной клинической больницы совершил 31 вылет. Помощь получили 33 человека, в том числе 3 ребенка. Работа вертолета Национальной службы санитарной авиации Ростеха стала возможной благодаря нацпроекту «Здравоохранение», который был инициирован Президентом России Владимиром Путиным.
10.04.2024
«Сад Памяти»
В минувшие выходные делегация Курской области провела акцию «Сад Памяти» на территории Урзуфской школы в Донецкой Народной Республике.  Бережное отношение к природе и сохранение лесов - это одна из приоритетных задач национального проекта «Экология», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. 


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

 

Безопасность на воде

Беспечность может стоить жизни

 

 

Подвиг на весах правды

75 лет назад, в  январе 1943 года,  после жестоких пыток были казнены (одни расстреляны, другие живыми сброшены в шуфт шахты)  участники антифашистской подпольной организации «Молодая гвардия», несколько месяцев действовавшей  в Краснодоне.  Она состояла из сотни юношей и девушек в возрасте 15-19 лет, которые вступили в борьбу с ненавистным врагом.  Большинство из них были  арестованы по доносу предателя и приняли мученическую смерть. Среди них наш земляк Виктор Третьякевич, чья судьба оказалась, пожалуй, самой трагичной. Шестнадцать лет имя того, кто стоял у истоков создания «Молодой гвардии» и являлся ее комиссаром,  было оклеветано. Пока свет правды не победил.

Виктор Третьякевич родил-
ся 9 сентября 1924 года в селе Ясенки. Здесь провел детство, пошел в школу, где учился до 1932 года. Об этом периоде его жизни, правда, известно мало. Да и в Ясенках нет уже живых свидетелей, воочию помнящих семью Третьякевичей, переехавшую сюда после гражданской войны из Москвы, чтобы спастись от голода. Слишком много времени прошло с той поры…
 В 1932 году Третьякевичи, вслед за старшим сыном Михаилом, ставшим шахтером, переезжают на Украину и обосновываются в Краснодоне. Здесь Виктор продолжает учебу, занимается общественной работой, пишет заметки в газету, становится секретарем комсомольской организации школы.
К началу войны старший из троих братьев, Михаил, стал руководящим партийным работником, переехал в Ворошиловград и забрал с собой родителей. Владимир был офицером, служил в артиллерии. Когда фронт подошел близко к Ворошиловграду, Михаил Третьякевич был назначен комиссаром партизанского отряда. Позднее в состав этого отряда войдет и 17-летний Виктор. Правда, до этого будет неудавшаяся попытка уйти на фронт добровольцем (его не взяли), несостоявшаяся эвакуация в тыл (он вернулся, узнав о разгроме фашистов под Москвой). В партизанский отряд, где комиссаром был его брат, Виктора принял сам командир отряда Иван Яковенко. Он активно участвовал во многих боевых операциях.
 Осенью 1942 года командир послал его с важным донесением в подпольный центр. А в это время фашисты выследили отряд. Силы были неравными. Почти все партизаны погибли.
Виктору удалось установить связь с секретарем подпольного обкома комсомола Надеждой Фесенко. Он получает ответственное задание: вернуться в Краснодон и организовать здесь комсомольское подполье. Молодежи в городе осталось много, и некоторые уже начали самостоятельную антифашистскую деятельность. Кроме вчерашних школьников, были фронтовики, как, например, Василий Левашов. Ближе к осени 1942 года вернулся в Краснодон и попавший в окружение боевой командир Иван Туркевич. Так образовалось ядро подполья, к которому присоединились стихийно возникшие мелкие организации. По предложению Сергея Тюленина укрупненную подпольную организацию назвали «Молодая гвардия». По свидетельству оставшихся в живых молодогвардейцев В. Левашова, А. Лопухова, Р. Юркина, Г. Арутюнянца, на первом же заседании штаба Виктор Третьякевич был избран секретарем комсомольской организации - комиссаром. По правилам конспирации была у Третьякевича подпольная фамилия Славин. Она ставилась под первыми подпольными документами, в том числе в комсомольских билетах вновь принятых юношей и девушек.
Вместе с товарищами Виктор принимал участие в разработке планов операций и их осуществлении, в создании подпольной типографии, печатании листовок. Текст многих листовок писал он сам.  Встречи молодогвардейцев часто проходили в хатенке Третьякевичей. Она была очень неказиста, и немцы обходили ее стороной. Вот как вспоминал об одном из эпизодов деятельности молодогвардейцев Анатолий Лопухов: «Однажды мы решали вопрос, где достать оружие. И тут как раз появляется Сережа Тюленин и говорит: «Я узрел машину одну, можно взять оружие». Виктор был не очень разговорчив. Каждое слово у него было взвешено: «Раз Тюленин говорит, - сказал он, - пошли». Метров за двести до машины Сергей и Виктор дали знак, чтобы мы подождали. А потом позвали нас. Увидели шофера. Руки у него связаны, кляп во рту. А глазищи! В них ужас! В центре города, не в лесу его связали и, стало быть, прикончат. Операцию по обезвреживанию шофера Сергей и Виктор провели безукоризненно. Взяли мы тогда и оружие.... Виктора ребята любили. Уж на что Сергей Тюленин отчаянный парень, а очень дорожил дружбой с Третьякевичем».
В клубе имени А.М. Горького Виктор создал и затем возглавил струнный кружок, в который вошли многие подпольщики. Это было прикрытие для их антифашистской деятельности.
Многие знают о подпольной организации «Молодая гвардия» благодаря одноименному роману Александра Фадеева. Его популярность в послевоенной стране была огромна. Написанный ярко, талантливо, роман покорял сердца читателей многих поколений. Книга основана на реальных событиях и подлинных именах. В ней много реальных эпизодов деятельности «Молодой гвардии»: поджог биржи труда со списками тех, кого собирались угнать в Германию, угон скота, подготовленного для отправки туда же, красные флаги, поднятые над некоторыми зданиями 7 ноября 1942 года, распространение листовок и другое.
Однако есть в ней существенные неточности, вокруг которых до сих пор не утихают споры. Один из самых обаятельных образов - комиссар Олег Кошевой. Только был ли он комиссаром? Многие документы бывшего архива ЦК ВЛКСМ, с которых в 1990-х годах снят гриф «секретно», отвечают на этот вопрос отрицательно. Олег играл в организации более скромную роль, чем принято было считать, а на самом деле ее комиссаром был наш земляк.
Еще более спорным был образ предателя Евгения Стаховича, в котором угадывался Виктор Третьякевич. Среди всех героев «Молодой гвардии» писатель изменил одну его фамилию. Скорее всего, и сам Фадеев не был уверен до конца в предательстве Виктора. О том, что Третьякевич не предавал молодогвардейцев, писателю говорили оставшиеся в живых участ-ники подполья, родители замученных молодогвардейцев, которых тоже пытали в застенках. Но Фадеев не отступил от официальной в то время версии и ограничился лишь сменой имени и фамилии. При этом подчеркивая: «Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел». И, тем не менее, на долгие годы на имени подлинного комиссара «Молодой гвардии» было поставлено клеймо предателя, а ставшая официальной версией история молодежного подполья вызывала споры и разногласия даже среди самих оставшихся в живых молодогвардейцев.
Почему же Третьякевич, стоявший у истоков создания подпольной организации, подвергшийся жестоким пыткам и погибший в числе первых, попал в предатели?
Его арестовали в один день с Иваном Земнуховым и Евгением Мошковым - 1 января 1943 года. Полиция заподозрила их (и не без оснований) в краже новогодних подарков для немецких солдат. Хлопцев собирались подержать несколько дней и отпустить. Но случилось непредвиденное.
Один из участников подпольной организации - Г. Почепцов - испугавшись ареста молодогвардейцев, встал на путь измены. Под давлением отчима, сотрудничавшего с фашистами, он сам принес в полицию список всех известных ему членов «Молодой гвардии». Первым в этом списке стояла фамилия Третьякевича.
Пошли аресты. В камеры были брошены десятки подпольщиков. Начались неслыханные истязания. Один из тюремщиков, судимый позже перебежчик Лукьянов, рассказывал: «В полиции стоял сплошной стон, так как в течение всего допроса арестованных били. Они теряли сознание, но их приводили в чувство и снова избивали. Мне самому порой было жутко смотреть на эти мучения».
Особенно жестоким пыткам подвергся комиссар «Молодой гвардии» Виктор Третьякевич. Палачи выворачивали ему руки, подвешивали, били железными прутьями. Ему раздробили пальцы и выбили глаз.
Следствие по делу краснодонцев в полиции возглавлял старший следователь Михаил Кулешов. Как свидетельствуют документы архивов, до войны он работал адвокатом, но карьера не складывалась, он отличался систематическими пьянками. Часто получал по партийной линии выговоры от Михаила Третьякевича - старшего брата молодогвардейца Третьякевича. Кулешов испытывал к нему личную неприязнь, которую впоследствии выместил на Викторе Третьякевиче. Пытая его, фашисты и их прихвостни надеялись узнать не только о деятельности «Молодой гвардии», но и о местонахождении Михаила, который был одним из руководителей партизанского отряда.
Впоследствии именно со слов Кулешова, которого допрашивало НКВД, стало известно о «предательстве» Третьякевича. Это дало начало выводам «комиссии Торицына», которая занималась расследованиями по делу «Молодой гвардии». Потом эти материалы легли в основу романа Фадеева.
Впрочем, пустить такой слух Кулешов пытался, еще когда молодогвардейцев пытали в застенках. Таким образом, он хотел оклеветать их комиссара и склонить арестованных к признанию. Однако сделать не удалось ни то, ни другое. Ни один из них не встал на путь предательства. А, зная Виктора, и видя, каким пыткам его подвергают, они не верили в россказни полицаев. Зачем так избивать человека, который уже все якобы сказал? (Кстати, замечу, что предавший молодогвардейцев Почепцов арестам и пыткам не подвергался). Отец молодо-гвардейца Василия Левашова, который находился в одной камере с Третьякевичем, рассказывал потом, что узнал парня только по голосу. Так он был изуродован.
Из тюрьмы Виктор прислал три записки. Сначала бодрую: «Обо мне не беспокойтесь, скоро свидимся». Потом грустную: «Если можно передайте цинковой мази и белой материи». От пыток у него не заживали раны и нечем их перевязать, так как одежда была в крови. И последняя записка: «Дорогие и любимые мамочка и папочка. По всему видно, что нам отсюда не выйти. Но вы мужайтесь. Сегодня мне приснился сон, что я дома. Но это только сон. Еще раз прощайте. Я умираю за нашу Родину, за наш народ... Вечно любящий Вас Виктор».
15 января 1943 года Виктор Третьякевич принял мученическую смерть в шурфе шахты. Даже в последние минуты своей жизни, едва стоя на ногах, он нашел в себе силы броситься на стоявшего возле шурфа начальника гитлеровской жандармерии, чтобы и его потянуть с собой в шахтный колодец. Ему это не удалось, сказалась физическая слабость. Каратели живым столкнули Виктора в пропасть.
15, 16 и 31 января 1943 года немецкие оккупанты частью живыми, частью расстрелянными сбросили в 58-метровый шурф краснодонской шахты замученных жестокими пытками сорок девять молодогвардейцев. Вслед за людьми каратели бросили несколько гранат. По свидетельствам очевидцев более суток из шахты слышались стоны. В первых числах февраля были расстелены остальные арестованные молодогвардейцы.
Клевета сделала из героя предателя. Имя Виктора было вычеркнуто из списков «Молодой гвардии», оно не упоминалось нигде долгие годы. И долгие годы его мать Анна Иосифовна по вечерам, когда никто не видел, приходила на могилу молодогвардейцев и оплакивала сына. Но фамилии Третьякевич тогда не было на памятнике над братской могилой, где его тело было похоронено вместе с другими казненными участниками подполья.
 Мать одного из них - Сергея Тюленина не раз вспоминала об одном эпизоде: «Когда награждали Золотой Звездой Героя Советского Союза пятерых молодо-гвардейцев, то пригласили в клуб родителей всех участников подпольной комсомольской организации. Пришли и родители Вити Третьякевича - Анна Иосифовна и Иосиф Кузьмич. У входа в зал им путь преградил милиционер, заявив: «А вам тут делать нечего!» У Иосифа Кузьмича подкосились ноги, и он упал…»
 Почти как тогда, когда из шурфа доставали тела казненных молодогвардейцев.
 «...В числе последних подняли Виктора Третьякевича. Его отец в тоненьком залатанном пальтишке изо дня в день стоял, ухватившись за столб, и не отводил взгляд от шурфа. А когда распознали его сына - без лица, с черно-синей спиной, с раздробленными руками, - он как подкошенный повалился на землю. На теле Виктора не нашли следов от пуль - значит, сбросили его живым...» (Из книги В.П. Минаева).
 Сломленный горем, разбитый параличом, до конца жизни не верил в клевету на сына Иосиф Кузьмич. И, умирая, знал: время оправдает Виктора.
Искажение правды о Третьякевиче лежит на совести многих людей. Оставшиеся в живых товарищи, родственники не жалели сил для восстановления честного имени комиссара.
Но лишь в 1959 году, после ареста бывшего заместителя начальника краснодонской полиции Василия Подтынного и его показаний, была установлена непричастность Третьякевича к гибели «Молодой гвардии».
Многое сделал для восстановления честного имени нашего земляка журналист «Комсомольской правды» Ким Костенко. В газете вышло несколько его статей о Викторе Третьякевиче, потом была опубликована повесть «Это было в Краснодоне», раскрывающая подлинную историю «Молодой гвардии».
В 1960 году Виктора Третьякевича посмертно наградили орденом Отечественной войны.
А 9 мая 1965 года в селе Ясенки был открыт памятник нашему земляку-молодогвардейцу. На его открытии присутствовали мать Виктора, братья Михаил и Владимир, друзья -молодогвардейцы В. Левашов, А. Лопухов, Р. Юркин.
Этот памятник и сейчас стоит в селе рядом со школой. «Виктор Третьякевич - комиссар «Молодой гвардии», - гласит надпись на нем.
Е. БОБРЫШЕВА.