Один день из жизни детской школы искусств
Увлечь детей творчеством - задача не из легких, когда вокруг много иных возможностей провести время. Однако Горшеченская детская школа искусств с успехом выполняет эту задачу. Сюда после уроков в обычной школе спешат ребята, чтобы получить «творческую пищу» для ума. Спешат с радостью и охотой, с упоением играют на любимых музыкальных инструментах, рисуют картины, учатся петь и танцевать… Май, конец учебного года и, казалось бы, можно чуть расслабиться, но в школьном коридоре - отголоски романтичного звучания фортепиано, трогательного - скрипки, вдалеке, на втором этаже, кто-то из детей мелодично играет на баяне… Идя по школьному коридору и вслушиваясь, невольно вспоминаю себя, когда я, маленькой, очарованной музыкой восьмилетней девочкой впервые вошла в стены школы искусств в качестве учащейся. Теперь же я здесь - в качестве гостьи.
Немного об истории
В следующем году школа отметит свое 60-летие. У истоков ее создания стоял Николай Григорьевич Стадник. После него почти четыре десятка лет школу возглавляла Зоя Дмитриевна Стадник, и за это время в учреждении изменилось многое благодаря ее стараниям: открывались новые отделения, формировался преподавательский состав, улучшалось материальное оснащение школы, приходили новые успехи и победы. Несколько лет руководил школой Дмитрий Ковалев. Сейчас ее возглавляет Елена Тихонова - народный мастер России. Более 30 лет она трудится в школе искусств, более 20-ти - изучает и мастерит тряпичные куклы и привлекает к этому ремеслу воспитанников.
Сегодня в ДШИ действуют 6 отделений и класс скрипки, где занимаются 193 человека. Вместе с тринадцатью преподавателями, многие из которых сами окончили эту школу, они познают мир искусств. Образование получают по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе (8 лет) - это первая ступень подготовки при поступлении в средне-специальные и высшие музыкальные учебные заведения, и дополнительной общеразвивающей программе (3 года).
За последние годы школа искусств существенно преобразилась. Благодаря средствам, выделенным Администрацией района, в 2021 году пополнился арсенал музыкальных инструментов, появились новые учебные классы для хореографического отделения и музыкально-теоретических дисциплин с интерактивным оборудованием, учебно-методиче-ские и интерактивные пособия, которые используются как для занятий, так и на творческих мероприятиях. А внешний и внутренний облик школы поменялся благодаря масштабному капитальному ремонту, проведенному в рамках программы «Народный бюджет», а также помощи спонсоров.
Желание узнать и увидеть «новую» школу и познакомиться с ее воспитанниками позвало меня в путь по отделениям этого заведения.
Искусство танца
Первым, где удалось побывать, стало хореографическое отделение. На сегодняшний день здесь занимается 45 детей в возрасте от 6 до 14 лет, причем не только девочки - есть и несколько мальчишек. Уроки проходят трижды в неделю для каждой группы, и занятия организованы в двух залах: один - на базе районного Дома творчества, второй был специально оборудован и отремонтирован в сельском Доме культуры, чтобы ребятам, живущим далеко от центра поселка, не приходилось далеко ходить. На кадре - занятия в зале районного Дома творчества, где девчонки как раз вспоминали и отрабатывали правильные позиции ног и рук и танцевальные па: многим из них предстоит сдавать школьные экзамены, так что работать перед ними приходится вдвойне. Но юные танцовщицы не унывают: по их признанию, это все им в радость.
- Ведь от занятий одна сплошная польза: мы и здоровье укрепляем, и растяжку хорошую получаем, и учимся искусству танца, - делится ученица Света Засухина.
Соглашается с ней и Ника Котенева:
- Да, перед любыми выступлениями, конкурсами мы часто волнуемся, но когда уже начинаем танцевать, то все быстро забывается, и мы полностью отдаемся процессу.
Под руководством опытного преподавателя Марины Куликовой они занимаются классической и народной хореографией, обучаются по единой программе и методике. На уроках дети развивают исполнительское мастерство, овладевают танцевальной техникой и осваивают новые художественные образы. Конечно, далеко не все удается с первого раза, но, как говорится, «упорство и труд все перетрут». А уж упорства учащимся не занимать.
- Очень многое зависит и от преподавателя, от того, как ведется урок. Я восхищаюсь Мариной Владимировной - она очень внимательная, любит, чтобы все было точно, четко отработано. Да, бывает, мы устаем, пока заучиваем движения, но зато потом все получается автоматически, легко и просто, - говорит Виолетта Сергеева.
Итог упорного труда - яркие, красочные, разные по стилю, форме и жанру постановки и призовые места и победы хореографического коллектива «Грация» в региональных, всероссийских и даже международных конкурсах. И справедливая оценка труда педагога - множество почетных грамот и дипломов.
Волшебные клавиши
Оставив юных танцовщиц заниматься, выхожу в коридор. Меня привлекают звуки «Лунной сонаты». Иду на них и оказываюсь в кабинете игры на фортепиано.
На этом отделении обучают детей Анна Сидорова и Галина Мазалова. За плечами у обеих - не один десяток лет работы, немало выпускников, выбравших музыку своей будущей профессией. Более того, многие их ученики, повзрослев и обретя семьи, приводят к ним на занятия и своих детей.
Одна из таких учениц - первоклассница Лена Тулинова. Сначала в школе искусств училась ее мама, затем пришли ее сестры Аня, Лида и Таня, брат Паша… К слову, Аня - стипендиатка премии главы района, гордость школы, сейчас учится в Курском музыкальном колледже имени Г. Свиридова.
- Мы дома очень часто играем на фортепиано, по очереди с сестрами, - улыбается Лена. - А младшая сестра Оля танцует!
- Думаем, и Оля придет к нам, когда подрастет, - замечает Галина Вячеславовна.
Сейчас здесь занимается 24 ребенка, причем подавляющее большинство - по предпрофессиональной программе, которая позволяет в дальнейшем поступить в колледжи и вузы по музыкальному направлению. Учащиеся, как замечают преподаватели, очень активные и целеустремленные, многие из них выбирают для себя музыкальный инструмент с юных лет.
- В раннем детстве мне очень нравилось, как играют на фортепиано, как звучит музыка, и мне очень захотелось уметь так самой, - делится Софья Рындина. - Учусь четыре года, теперь уже многое умею сама, так что я очень довольна.
Народное искусство
Следующее на пути народное отделение - одно из самых многочисленных в школе. Оно объединяет юных музыкантов, играющих на баяне, домре и гитаре.
Первым делом попадаю на занятия к Ирине Калининой. На протяжении многих лет она учит ребят игре на домре и гитаре. Успеваю «поймать» в кадр и первоклассника Никиту Пешкова, который ездит на уроки по домре из Ясенков, и горшеченца Тимофея Жемчужникова, который пришел играть на гитаре. К слову, он не только занимается музыкой, но и поет в школьном хоре.
Свою историю увлечения музыкой нам рассказал ученик Максим Парамонов. Он - мальчик музыкальный, давно хотел научиться играть на гитаре, но инструмента у него не было. В 2020 году на «Елке желаний» попросил исполнить его мечту, и она осуществилась благодаря тогдашнему главе района Юрию Амереву. Теперь вот уже третий год Максим ездит из деревни Бекетово на занятия к Ирине Ивановне и продолжает отрабатывать полученные знания и дома. Талантливый домрист Дмитрий Дмитришин уже учится в техникуме в Воронеже, но продолжает заниматься по индивидуальной программе в школе искусств и начал задумываться о том, чтобы позже получить еще одно образование - музыкальное.
К слову, именно Ирина Ивановна руководит ансамблем ложкарей «Потешки», который давно стал «визитной карточкой» Горшеченского района. Что, казалось бы, для мальчишек игра на ложках? Но благодаря энергии, вниманию и энтузиазму Ирины Ивановны игра захватила многих. Коллектив действует уже не первый год, его состав постоянно меняется: уходят выпускники, на смену им приходят новенькие, не менее увлеченные необычным инструментом. В этом учебном году также ею был создан ансамбль гитаристов.
Рядом с кабинетом гитары и домры звучит баян. Стучимся и заходим сюда. Здесь работает одна из старейших педагогов школы - Александра Фатьянова, отдавшая школе, где когда-то училась сама, более 45 лет. Идет очередное занятие, мальчишки старательно перебирают клавиши музыкальных инструментов. Леня Мазалов и Илья Маклаков - соседи, давно дружат, а теперь еще вместе учатся игре на баяне, правда, Леня только заканчивает первый класс, а вот Илья - завершает уже третий год обучения. В этом году он впервые выезжал на конкурс баянистов и аккордеонистов.
Этажом ниже проходит урок игры на баяне и у Вячеслава Кима. Под его руководством занимается Артем Ковалев - неоднократный победитель и призер многих конкурсов.
И зазвучала скрипка…
Скрипка - один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром, весьма выразительным и виртуозным звучанием. Совладать с ней непросто, но благодаря вниманию и упорству преподавателя Эльвиры Деменковой и усердию ее учеников (сейчас их 12) все успешно получается.
На очередном уроке застаю сразу двух Владов - Ефимова и Подкопаева. В обычной школе они одноклассники, а здесь Влад Ефимов завершает третий год обучения а его друг, пришедший вслед за товарищем, первый.
- Скрипка очень нравится: можно сыграть множество различных мелодий, а ее звучание очень красиво, - говорит Влад Ефимов.
К слову, его сестра Арина, как замечает Эльвира Ильдусовна - одна из самых талантливых выпуск-ниц школы, дважды становилась стипендиатом премии главы района, победительницей конкурсов.
Изобразительное искусство
Какой ребенок не любит рисовать? Но далеко не каждый захочет развивать это увлечение в более грамотном, профессиональном плане. Однако каждый год на художественное отделение немало желающих. Несколько раз в неделю дети обучаются изобразительному искусству в разных техниках, работают с карандашом, пастелью, маслом, природными материалами. В этом году впервые дети учились работе с глиной, делали свои авторские игрушки, в том числе и горшеченскую погремушку. Помогает и наставляет их в этом Инна Коробейникова. Сейчас на отделении у нее 15 детей, из них 7 - выпускники. Фотоаппарат успевает запечатлеть девочек, работающих с красками.
Примечательно, что за этот учебный год в краеведческом музее были организованы персональные выставки работ сразу двух учениц отделения - выпускницы Ксении Еременко, которая, к слову, планирует связать свою будущую профессию именно с художественным творчеством, и Алены Пьяных.
Заряжены творчеством
Отделение декоративно-прикладного творчества располагается прямо напротив - заглядываем и сюда. Одно из самых молодых (появилось в 2016 году), оно быстро получило популярность среди ребят и до сих пор остается одним из самых многочисленных. В момент урока, на котором удалось побывать мне, школьники учатся вышивать лентами - причем не только девочки, но и мальчики. Азы рукоделия осваивают вместе с Евгенией Ивановой. Дети работают с бумагой и картоном, лентами, тканями, вышивкой, изучают самые разные техники, что помогает совершенствовать мелкую моторику рук, тренируется усидчивость, внимательность, развивается воображение, мышление и фантазия. К тому же, это отличный способ самовыражения ребенка в творческих поделках.
- У нас тут дружеская атмосфера, - замечает ученица Елизавета Иванова. - Делаем совместные работы, и если у кого что не получается - то помогаем друг другу, чтобы поделка вышла хорошей и красивой. Мне самой больше всего нравится работать с тканями, но здесь я научилась очень многому: красиво рисовать, вышивать, делать куклы, поделки из соленого теста...
Сохраняют народную культуру и фольклор
Громкие рассуждения, пение и веселый гомон ребят слышен у дверей кабинета фольклорного отделения. У него роль, можно сказать, особенная: оно помогает сохранению культурных традиций и популяризации народного искусства.
Народные куклы, праздники, обряды и традиции, быт, народные промыслы и песни - все интересно юным горшеченцам. Особенно, если это история родного района. Например, одна из главных песен «За куром, за муром», исполняемых фольклорным ансамблем «Забавушки», родом из села Ясенки.
- Каждый человек должен знать свои корни, традиции, ведь это наша история, поэтому мы в школе уделяем данной теме огромное внимание. Изучение фольклора построено в игровой форме, чтобы увлечь детей, стараемся рассказать им о нем интересно и доступно, - замечает преподаватель Людмила Власова, тоже бывшая выпускница школы.
Одним из способов привлечения юного поколения к народной культуре, русской самобытности стало изучение и проведение разнообразных фольклорных праздников в школе. Так дети получают знания о народных традициях как в теории, так и на практике, да еще и приятно проводят время. Так что скучно на занятиях им явно не бывает.
Без теории никуда
В школе не обойтись и без музыкально-теоретических дисциплин. под руководством Алексея Тихонова дети слушают музыку, изучают ее особенности, знакомятся с биографией и творчеством композиторов. Благодаря появившемуся интерактивному оборудованию у них есть возможность прямо на занятиях побывать в различных музеях в режиме онлайн, послушать тематические экскурсии, звучание редких и уникальных инструментов и оценить их особенности. Это помогает увлечь детей и разносторонне охватить изучаемый предмет.
Не менее важно и сольфеджио. Его преподает Людмила Власова. На этих уроках тренируются навыки, необходимые музыканту: в частности, развивается музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.
Музей культуры «Берегиня»
В перерывах между занятиями можно увидеть ватагу ребят, интересующихся творческими выставками, действующими в школьном музее традиционной культуры «Берегиня», появившемся в 2016 году. Сейчас здесь представлены этнографические экспонаты традиционной тряпичной куклы Курской области и разных регионов России, глиняные игрушки, игрушки советского периода, роспись по дереву, рушники и другие экспонаты.
На средства гранта Губернатора Курской области приобрели витрины с подсветкой и различное оборудование, что дало возможность размещать еще больше экспонатов, а также продолжать работу по созданию новых кукол.
В школьном музее часто проходят выставки мастеров декоративно-прикладного творчества из разных регионов страны, посетителями которых становятся не только воспитанники школы, но и многие горшеченцы. Мастера не только предоставляют здесь свои работы для ознакомления, но и участвуют в ярких творческих встречах.
Талантливые выпускники
Школа выпустила немало талантливых художников, вокалистов, танцоров, многие из которых выбрали профессию в сфере культуры и искусства. Например, Алексей Дорохин создал вокальную группу «Сезон любви» и является членом жюри в программе «Ну-ка все вместе!». Анна Умарова (Смирнова) - артистка народного хора «Соловейко». Марина Пьяных (Ряполова) открыла детскую вокальную студию в Старом Осколе. Светлана Савинова (Тихонова) - известная курская исполнительница и автор песен, в том числе и посвященной Курску «Милый мой город», участница проекта «Проектные решения молодых». Этот список можно продолжать и дальше. Многие стали музыкальными педагогами.
Перспективы развития
Следующий учебный год в школе искусств обещает быть не менее плодотворным. В данный момент идет набор обучающихся, и уже многие ребята изъявили желание поступить сюда. Будут продолжаться этнографические экспедиции «Куклы из бабушкиного сундучка» (к слову, имеющиеся наработки планируют разместить в журнале «Народное творчество»), культурно-просветительская работа в рамках проекта «Дети - детям», когда обучающиеся школы искусств выступают с концертами перед своими друзьями и ровесниками, работа музыкальной гостиной, пропагандирующей лучшие образцы классической музыки на встречах и мероприятиях, сотрудничество с мастерами Центра культурного развития «Горняк» и другими. А серию персональных выставок работ учащихся хотят сделать доброй традицией.
- Мы считаем важным, чтобы горшеченцы и гости района увидели, сколько талантливых детей проживает у нас, что им интересно заниматься творчеством и развивать свое мастерство дальше. Кто знает, может, для кого-то это тоже станет толчком для занятий искусством и творчеством, - говорит Елена Тихонова.
Завершается очередной учебный день в школе искусств, но надо сказать, ребята не торопятся бежать домой: делятся эмоциями от прошедших занятий, строят дальнейшие планы… И, как говорят сами, не против приходить сюда даже летом - им же интересно!
К. БОБРЫШЕВА.
Материал подготовлен в рамках проекта «Новый поток: конкурс команд детских школ искусств Курской области» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.