+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

25.04.2024
«Сад Памяти» в Горшечном
В Курской области с 15 апреля по 15 мая проходит эколого-патриотическая акция «Сад Памяти», главная цель которой - увековечить память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Сохранение и восстановление лесов - одна из приоритетных задач национального проекта «Экология», инициированного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
22.04.2024
Сезон дорожных работ
В Курской области начался дорожный сезон. Текущее состояние дорог и участки, которым необходимо уделить особое внимание в ходе ремонтных работ, обсудили на совещании, которое провел губернатор Роман Старовойт.
19.04.2024
По «Пушкинской карте»
В Горшеченском РДТ прошла концертная программа артистов Курской филармонии. Ее зрителями стали  горшеченские школьники.  Благодаря «Пушкинской карте»  посмотреть  выступления курских артистов они смогли бесплатно. 


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

 

Безопасность на воде

Беспечность может стоить жизни

 

 

Непростая судьба Героя

Герой Советского Союза, бывший узник Печоржелдорлага  Иван Воротынцев 17-летним попал в сталинские лагеря, а в 37 ушел из жизни. Его судьба - наглядный пример того, что никакие испытания в русском человеке не могут поколебать дух патриотизма и любовь к Родине.

У родителей Ивана Моисеевича было шестеро детей - по тем временам обычная крестьянская семья. Родившийся в 1920 году Иван был старшим. И родители, и братья, и сестры смотрели на него как на опору и надежду семьи. Он хорошо учился в школе, можно было поехать на учебу в город, получить специальность. Но верх взяла нужда, на дальнейшей учебе пришлось поставить крест.
Среднего роста, широкоплечий, сильный. Открытый для общения, гармонист, танцор. Как говорится, первый парень на деревне. Деревенские девушки сломя голову сбегались на звуки его гармошки, каждая мечтала пройтись по деревенским улицам рядом с гармонистом. А Воротынцев уже тогда из всех местных барышень выделил свою ровесницу Оленьку. Все шло к тому, что он предложит ей руку и сердце. Но жизнь повернулась к молодым спиной, разлучила их на долгие годы. И все же парень и девушка через все трудности и испытания смогли сохранить друг к другу светлые чувства. Уже после войны они соединили свои жизни, поженились.
Причиной несчастий, обернувшихся их разлукой, стал деревенский магазин. В 1937 году 17-летнего Ивана уговорили стать продавцом. По всему видать, сосватали его в магазин неспроста, с тайным умыслом. Во всяком случае, поставили парня за прилавок без тщательной приемо-передачи товаров. А он, еще почти не видевший жизни, поверил честному слову, что никаких недоразумений не последует. И жестоко поплатился.
Через три месяца в магазин нагрянули ревизоры. Они обнаружили недостачу товаров на фантастическую по меркам того времени сумму - пять тысяч рублей. Всю ответственность возложили на молодого продавца. Был суд. Прокурор не пожалел подследственного, попросил осудить его на максимальный срок. Ивану Воротынцеву исполнилось 17. Он считался взрослым и безо всяких поблажек должен был искупить свою вину на «рабоче-крестьян-ских стройках» страны. Так он очутился в Печоржелдорлаге.
О том, как жилось юноше на лесоповалах в далеком северном краю, приходится только догадываться. В нечастых письмах домой о трудностях он не писал. Но даже между строк угадывалось многое. Так, например, в одном из писем (как вспоминала его сестра Зинаида Моисеевна) он рассказал о своем лагерном изобретении: из жести консервных банок смастерил для себя лодочки, служившие ему обувью. Уже одно это говорит, с какими лишениями была сопряжена его жизнь в лагерях.
Около четырех лет И.Воротынцев пробыл в Печоржелдорлаге. После начала Великой Отечественной войны он, как и многие солагерники, написал заявление об отправке на фронт. Но большой срок, на который он был осужден, заставлял вычеркивать его из списков тех, кто имел право на защиту Родины. Узнав, что фашисты приблизились к его родным местам, Иван не находил себе места, снова и снова обращался к лагерному начальству с просьбой отправить на фронт. В начале 1943 года его освободили из лагеря. А 13 марта Кожвинский райвоенкомат призвал Воротынцева на фронт.
Там вчерашнего узника Печоржелдорлага определили в пехоту. Надо ли говорить, с какими нечеловеческими трудностями были сопряжены военные будни солдат этого рода войск. Самым памятным для Ивана Воротынцева стало 11 октября 1943 года. В тот день наши части вели наступление на подступах к селу Гута Межигорская. Путь советским солдатам преградил свинцовый дождь из вражеского дзота. Воротынцев вызвался уничтожить это препятствие. Вооружившись тремя противотанковыми гранатами и прихватив свой автомат, под непрерывным сокрушительным огнем он подполз к огневой точке противника. Гранатой разрушил ее, а гитлеровцев уничтожил метким огнем автомата. Находившиеся неподалеку от уничтоженного дзота неприятельские солдаты открыли по нему огонь. Тогда Воротынцев броском перескочил в разрушенный дзот и вступил в бой с гитлеровцами. Завязалась ожесточенная перестрелка. Автомат из рук он не выпустил даже тогда, когда стал истекать кровью. Бой у незнакомой деревни для солдата закончился лишь тогда, когда, потеряв сознание, он сполз с бруствера захваченного у неприятеля дзота.
Героический пример боевого товарища воодушевил однополчан. Они ринулись в атаку и, уничтожив на своем пути фашистов, захватили село. Кинулись к разрушенному дзоту, на руках вынесли окровавленного товарища, отнесли его на плащ-палатке в медсанбат. Пуля Воротынцеву угодила в голову, попала в левый глаз и вышла через висок. Изуродованная голова почти не оставляла шансов выжить, выкарабкаться. Но доставшееся от предков поистине богатырское здоровье позволило Ивану Воротынцеву оправиться.
29 октября 1943 года, вскоре после памятного боя, был подписан указ о присвоении Ивану Моисеевичу Воротынцеву звания Героя Советского Союза. Удивились и обрадовались этому известию его земляки, потому как тепло вспоминали своего гармониста и отказывались верить, что он преступник. Прочитанное в газетах известие воодушевило и окрылило семью Воротынцевых. Высокое звание, присвоенное сыну и брату, стало наградой не только за его подвиг, но и за незаслуженно понесенные лишения.
Война еще не завершилась, когда солдат после тяжелого ранения возвратился в родную деревню Мокрец. После многомесячной госпитальной эпопеи он был худ и недужен. Постоянно терзали головные боли, ныли зарубцевавшиеся, но так и не зажившие раны. Левый глаз Воротынцева закрывала черная повязка, которую позднее заменили на косметический протез. У виска, где вышла вражеская пуля, образовалась опухоль. Но надо было жить. И работать. Ведь никаких поблажек фронтовикам-инвалидам в то время не давали.
Ивана Моисеевича после войны поставили председателем сельского совета. На этом ответственном посту он оставался до конца своих дней. Боли не утихали ни на один день, без таблеток нельзя было продержаться даже несколько часов. Но, невзирая на это, фронтовик-Герой с утра до заката пропадал на работе. Сил прибавляло то, что, наконец, любимая Оля стала его женой, подрастали дочери Люда и Галя.
Всего 12 лет прожил после войны Иван Моисеевич Воротынцев. Тяжелейшее ранение, полученное на фронте, ускорило его уход из жизни. Он умер в апреле 1957 года. Похоронен в родном селе. Здесь же, недалеко от дома, где жил Иван Моисеевич, установлен бюст Героя.