+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

26.04.2024
«Сад Памяти» в Горшечном
В Курской области с 15 апреля по 15 мая проходит эколого-патриотическая акция «Сад Памяти», главная цель которой - увековечить память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Сохранение и восстановление лесов - одна из приоритетных задач национального проекта «Экология», инициированного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
25.04.2024
«Сад Памяти» в Горшечном
В Курской области с 15 апреля по 15 мая проходит эколого-патриотическая акция «Сад Памяти», главная цель которой - увековечить память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Сохранение и восстановление лесов - одна из приоритетных задач национального проекта «Экология», инициированного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
22.04.2024
Сезон дорожных работ
В Курской области начался дорожный сезон. Текущее состояние дорог и участки, которым необходимо уделить особое внимание в ходе ремонтных работ, обсудили на совещании, которое провел губернатор Роман Старовойт.


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

 

Безопасность на воде

Беспечность может стоить жизни

 

 

Расстрелянные в Боровке

Одно из самых массовых зверств фашистов и их пособников на территории района произошло в октябре 1942 года в Боровке (ныне Солдатского сельсовета). В один день здесь было расстреляно 53 человека, еще двое местных жителей повешены «за связь с партизанами». Почему это небольшое, отдаленное село стало центром действий карателей? Мнения на этот счет существуют разные. Одни утверждают, что карательный отряд приехал в Боровку по ошибке, ведь здесь партизанского отряда не было. Другие вспоминают, что в отдаленном селе в то время укрывалось много советских солдат, отставших от своих частей, вырвавшихся из концлагерей. Третьи указывают причинную связь между карательными действиями фашистов, уничтожением немецкого штаба в Бекетово и тем, что в это время в селе находился член Ясеновского подпольного райкома ВКП(б) Яков Колтаков . Его жена, кстати, была уроженкой этих мест, а староста села Иван Антонович Кононов, повешенный «за связь с партизанами», ее родственником и, вероятно, одним из помощников подпольщиков.

Ранним утром карательный отряд, в составе которого были не только немцы, но и их русские приспешники – полицаи, окружил село. Арестованы были все находившиеся в селе мужчины, подростки, старики, молодые женщины и девушки. У старосты потребовали назвать коммунистов, партизан и всех, кто с ними связан. Иван Антонович отказался, сказав, что здесь все свои, местные и партизан здесь нет. Один из полицаев, заматерившись, ударил его прикладом…

Разделив с помощью полицаев арестованных на местных и чужих, каратели расстреляли последних…

Вот как вспоминает об этом жительница Боровки Раиса Владимировна Бакланова:

«Утром село окружили каратели верхом на лошадях. Начали вытаскивать из хат мужиков, подростков. У нас мама была больная, шесть детей, самые старшие из которых брат Вася (ему было тогда 14 лет) и я (мне шел двенадцатый)… Васю забрали, а нас закрыли в хате… Она была в низине, именно туда каратели и пригнали арестованных… Смотрю в окошко: выводят четверых мужчин и четверо автоматчиков выходят… Выстрелы залпом… Выводят следующую четверку… Кто крестится, кто молча смерть принимает, кто – что-то говорит… Один за другим выстрелы… Мама к окну не подходит, лежит на кровати, плачет и только просит: «Как Васю будут выводить, ты скажи». Но его среди расстрелянных не оказалось: расстреляли мужчин… Потом всех остальных куда-то погнали… Мама все спрашивала, где Вася, а я его увидеть никак не могла».

Брат Раисы Владимировны вернется домой только вечером – седым в 14 лет… Потом в 15 сбежит на фронт - сражаться с фашистами…

Между тем жителей села под дулами автоматов пригнали к зданию школы.

- Будем вешать главных партизан! – с циничной ухмылкой заявил полицай, руководивший расстрелом…

«Главными партизанами» оказались староста и местная жительница, вся вина которой заключалась в том, что в силу глухоты не расслышав вопрос: «Партизаны у тебя есть?», кивнула в ответ…

Кстати, уже после войны этот полицай снова приедет в Боровку – уже в качестве арестованного, для опознания. В клуб, где оно проходило, соберутся все жители, среди них и те, кто стоял в ряду смертников… И никто из них не осудит фронтовика - сына повешенной женщины, который кинется на бывшего полицая с кулаками… Наоборот, все, как один, встанут на его защиту, не находя ни единого оправдания тому, кто стал предателем и убийцей… Этого не оправдывает даже война...

Знали ли каратели, что среди расстрелянных ими в Боровке, был один из руководителей партизанского движения Яков Колтаков? Нам остается только догадываться об этом. Думается, будь они уверены, что комиссар партизанского отряда здесь, его бы вряд ли просто расстреляли: немцам нужны были сведения о партизанах. Однако вскоре после расстрела Колтакова была арестована его жена Зоя Федоровна. С грудным ребенком на руках ее несколько раз возили на допрос в гестапо в Старый Оскол, пытаясь узнать об участниках партизанского движения. Но, видимо, точных сведений о ее связи с партизанами у немцев не было, и Зою Федоровну отпустили.

Уже после освобождения района она приедет на место гибели мужа. Тело Якова Колтакова перевезут и похоронят в Нижнем Гнилом, а над могилой позднее поставят памятник героям-партизанам.

Остальных расстрелянных в Боровке перезахоронят в центре села, поставив деревянный памятник со звездой наверху. Со временем он обветшает и исчезнет.

Несколько лет назад останки расстрелянных в октябре 1942 года в Боровке людей (а практически все они остались неизвестными) перезахоронили в братской могиле советских воинов в селе Солдатское. В самой же Боровке не осталось никакого напоминания об этом страшном событии. И лишь память людская хранит воспоминания. Пока еще хранит. Но с каждым годом тех, кто был их очевидцем, становится все меньше и меньше.

Умирая, не умрут герои…

Отсутствие больших лесных массивов, ликвидация в результате предательства нескольких снабженческих баз делало невозможной партизанскую деятельность в районе в привычном понимании этого слова. Однако подпольная работа продолжалась, хотя гибель Якова Колтакова стала серьезным ударом для подполья, руководить которым продолжал Антон Казаков. Бывший до войны первым секретарем Ясеновского райкома партии он пользовался большим авторитетом у жителей района, которые, несмотря на карательные действия оккупантов, оказывали ему всестороннюю помощь.

Сама деятельность подпольщиков была огромным моральным стимулом. Она заставляла людей верить, что не так уж безгранична власть оккупантов, как пытались уверить их приспешники.

Антон Казаков, находясь на нелегальном положении, часто бывал в Старомеловом, где встречался с населением и патриотами села, рассказывал новости с фронта, призывал вести всевозможную борьбу с оккупантами. Известно это стало и полицаям. Желая выслужиться перед немцами, они решили самостоятельно захватить руководителя подполья района. Долгое время их попытки были безуспешными.

28 декабря 1942 года Антон Казаков вечером пришел в Старомеловое на явочную квартиру. Это был дом, расположенный практически на самой окраине села, между Старомеловым и Новомеловым. Полицаи, не без основания подозревавшие хозяйку в связи с партизанами, следили за явочной квартирой. Впрочем, такая же слежка велась ими и за несколькими другими домами. Узнав о том, где находится Антон Казаков, полицаи на санях направились туда. Их было семеро. Среди них – бывший кулак из с. Старомеловое, ненавидевший всю советскую власть и ее представителей, бывший председатель одного из местных колхозов, затаивший особую обиду на Казакова (перед войной за растрату колхозного имущества по настоянию первого секретаря райкома он был исключен из партии) и другие.

Поняв, что хата окружена и незаметно скрыться или добраться до оружия, спрятанного в нескольких десятках метров от дома, не получится, Антон Казаков спрятался на чердаке. Зайдя в хату, полицаи увидели лишь хозяйку, которая, стараясь казаться спокойной, начала убирать со стола…

- Где он? - взбешенные полицаи начали избивать ее и, разбрасывая, переворачивая небогатый крестьянский скарб, искать Казакова…

Понимая, что другого выхода нет, Антон Казаков спрыгнул с чердака, пытаясь успеть добежать до спрятанного оружия… Не успел… Пули полицаев оказались быстрее… Он упал на снег, окрасив его собственной кровью…

Вместо ожидаемой награды полицаи получили взбучку от немцев:

- Живым надо было брать! – такова была реакция руководителя гестапо в Старом Осколе, когда ему стало известно о гибели руководителя подполья.

Арестованы и доставлены в гестапо были хозяйка дома Татьяна Воропаева и местный староста Дмитрий Труфанов. Их жестоко избивали, пытаясь узнать сведения о партизанах. Хозяйка дома была зверски замучена в стенах гестапо. Дмитрию Ивановичу повезло: наступление советских войск заставило гестаповцев сворачивать свою деятельность, расстреляв одних арестованных и отпустив других… Пожилой староста оказался в числе последних…

После гибели Казакова подпольный райком ВКП(б) и партизанское движение оказались фактически обезглавленными.

Их мужество останется в веках

Через несколько недель территория района была полностью освобождена от оккупантов. Полицаи, принимавшие участие в захвате Казакова, были арестованы. Но не все: удалось скрыться непосредственному убийце командира партизанского отряда. Однако и он не ушел от наказания: его арестовали позднее – в 60-х…

Тела двух руководителей партизанского движения района Антона Казакова и Якова Колтакова были похоронены в одной могиле в центре села Нижнее Гнилое (ныне Сосновка). В 1965-м, в год 20-летия Победы в Великой Отечественной войне, над их могилой был установлен памятник героям-партизанам…

В этом же году «за мужество и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» оба руководителя партизанского движения района посмертно были награждены орденами Отечественной войны: Антон Казаков - I степени, Яков Колтаков – II степени.

С каждым годом все дальше и дальше от нас события военной поры. Седыми стали уже и дети партизан - тех, кто не щадя своей жизни, вел борьбу с врагом в его тылу… Многие их деяния остались неизвестными, но это ни в коей мере не умаляет их значение и величие подвига героев подполья.

Е. БОБРЫШЕВА.

«Маяк», 2010 год.