+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

25.04.2024
«Сад Памяти» в Горшечном
В Курской области с 15 апреля по 15 мая проходит эколого-патриотическая акция «Сад Памяти», главная цель которой - увековечить память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Сохранение и восстановление лесов - одна из приоритетных задач национального проекта «Экология», инициированного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
22.04.2024
Сезон дорожных работ
В Курской области начался дорожный сезон. Текущее состояние дорог и участки, которым необходимо уделить особое внимание в ходе ремонтных работ, обсудили на совещании, которое провел губернатор Роман Старовойт.
19.04.2024
По «Пушкинской карте»
В Горшеченском РДТ прошла концертная программа артистов Курской филармонии. Ее зрителями стали  горшеченские школьники.  Благодаря «Пушкинской карте»  посмотреть  выступления курских артистов они смогли бесплатно. 


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

 

Безопасность на воде

Беспечность может стоить жизни

 

 

Любовь, рожденная в боях

«Здравствуйте, уважаемая Зоя Борисовна! К Вам обращаются пионеры Горшечен-ской школы. Знаем, что в 1943 году Вы принимали участие в освобождении Горшечного. Не могли бы Вы написать нам о тех событиях, как шли бои, как вы воевали, о своих товарищах, самые большие впечатления о том времени…».
Зоя Дроваль, отложив листок из школьной тетради в линейку с написанным старательным детским почерком текстом, задумалась. Бой за станцию Горшечное она помнила очень хорошо. Он был первым, где ей пришлось участвовать, как снайперу, уложить не один десяток вражеских солдат. А еще именно здесь она впервые встретилась со своим будущим мужем - отважным разведчиком 25-й стрелковой дивизии гвардии капитаном Александром Дровалем. И эта встреча под Горшечным оказалась для них судьбоносной.

В 1941 году Зое, тогда носившей фамилию Серовикова, исполнилось 17 лет. Жила она у Семеновской заставы в Москве и слыла во дворе заводилой даже среди самых отчаянных мальчишек. А еще занималась музыкой - играла на пианино и… мечтала стать юристом. Но началась война, и она решила: на фронт!
Несмотря на отчаянное сопротивление военкома, через год добилась своего. Направили ее в запасной полк, стоявший в Воронежской области. Но это было не для Зои, и она совершила отчаянный с точки зрения воинской дисциплины поступок (а точнее проступок): самовольно уехала с попутной машиной на передний край. Так она попала в 25-ю гвардейскую Чапаевскую дивизию.
Комиссар дивизии оценил ее смелость и принял решение направить девушку, не имеющую никакой военной специальности, писарем в медсанбат. Но Зоя мечтала только об одном - попасть в действующую часть. И тут помог случай.
Во время боев за реку Дон часть их дивизии перешла на правый берег и захватила плацдарм. В это время к немцам подошло подкрепление, и они потеснили наших солдат. На поле боя остались раненые. Командир медсанбата приказал доставить их на левый берег. Выполнить эту задачу вызвались Зоя и двое санитаров. Ночью они перебрались на вражескую территорию, разыскали и переправили к своим пятерых раненых бойцов. Командир 25-й гвардейской стрелковой дивизии Павел Шафаренко лично поблагодарил отважных санитаров и Зою. Девушка, смущаясь, обратилась к нему с просьбой - перевести ее из медсанбата в команду снайперов: «Хочу бить фашистов с оружием!».
Просто так отказать полковник не смог и решил схитрить. Дал ей всего десять дней, чтобы освоить все снайперские премудрости: «Не научишься - вернешься обратно!». По просьбе Зои, ее учителем в нелегком снайперском деле стал прославленный командир роты снайперов старший лейтенант Василий Голосов (в это время он находился на лечении в медсанбате). За годы войны Голосов лично уничтожил 422 фашиста, в том числе 70 немецких снайперов и был удостоен звания Героя Советского Союза. Кстати сказать, В.И. Голосов тоже участвовал в освобождении Горшечного.
На десятый день, проезжая мимо стрельбища, Шафаренко заметил Зою.
- Держи, - говорит, - экзамен. Попадешь из пяти выстрелов три в «яблочко», перевожу в роту снайперов.
У Зои, которая все эти дни не выпускала винтовку из рук и стреляла совсем уже неплохо, от волнения все пошло наперекосяк: и первая, и вторая пули вообще пролетели мимо мишени. Но девушка смогла собраться и, улыбаясь, хитро заявила:
- Не люблю, когда мне фору дают! А теперь смотрите, товарищ полковник: из трех - три!
И все оставшиеся три выстрела были такими точными, что Шафаренко пожал ей руку:
- Будешь снайпером!
А свой боевой снайперский счет Зоя открыла в сражении за освобождение от немцев нашего Горшечного.
Вот как она описывала школьникам свои впечатления от боев на нашей земле: «Бой за Горшечное был для меня первым, как снайпера. Четыре дня здесь геройски сражался наш 81 полк. После него оборону занял учебный батальон 25 гвардейской дивизии. Командиром батальона был гвардии майор Генералов, комиссаром капитан Соломин. Я находилась в роте, командиром которой был Василий Колесов, политруком Силкин. Оба они погибли в Горшечном. Случилось это примерно около пяти часов вечера, уже смеркалось. Наш батальон занял оборону слева от железной дороги. На нас двинулись значительно превосходящие по численности силы противника. Завязался жестокий бой, длился он до глубокой полночи. Мы решили биться до последнего, но не отступить. Из батальона осталось только 14 бойцов. В этот момент к нам на помощь пришла четвертая лыжная бригада. Невозможно словами описать весь ход боя…».
В этом бою Зое с помощью бойцов удалось вынести с поля боя комиссара полка Аббита Ибрагимова. Он был ранен в обе ноги, истекая кровью, долго лежал на участке поля, постоянно обстреливаемого фашистами.
«Его я обнаружила, когда охотилась за немцами, - вспоминала Зоя Борисовна. - Винтовка у меня была снайперская, с оптическим прицелом. И вот просматривая в него передний край боя, увидела, что кто-то лежит в белом, шевелится, то поднимет, то опустит руку. Доложила командиру роты. Он разрешил нам подползти и вынести этого человека. Им оказался Ибрагимов. У него было 12 ран. Сделали ему перевязку и срочно отправили в медсанбат».
Уже после освобождения Горшечного, Зою Серовикову отыскал капитан Александр Дроваль. Он хотел поблагодарить отважного снайпера за спасение своего друга. Но не ожидал, что эта хрупкая 19-летняя девушка настолько западет в его душу. Эта первая встреча положила начало их любви. И пусть говорят, что война не место для любви. Но разве настоящее чувство выбирает время и место?
Фронтовые дороги отважного разведчика Александра Дроваля начались в июле 1941 года в составе 25 гвардейской Чапаев-ской дивизии. Вместе с дивизией довелось отступать в первые годы войны, участвовать в тяжелейших сражениях под Сталинградом и Воронежем. Судьба хранила смелого разведчика, не раз рисковавшего своей жизнью, выполняя боевые задачи. Вот лишь один из эпизодов его фронтовой биографии.
«21 января 1943 года Александру Дровалю поручили с отрядом 80 человек пройти в тыл противника на 30-40 километров севернее Старого Оскола, занять разъезд Набокино, подорвать мосты на железной дороге, нарушить всю телефонную связь.
Задача отрядом под командованием тов. Дроваля была полностью выполнена. Взорвано два железнодорожных моста, подорван самолет, дрезина, порвана связь, занят разъезд Набокино, отбито у немцев стадо скота 50 голов и возвращено населению. Отбито две атаки противника с потерями для него и без единой в отряде. В тылу немцев были в течение 5-ти суток, после чего возвратились в свою часть в полном составе с трофеями в 6 подвод, отбитых у врага».
За этот боевой эпизод Александр Дроваль был награжден орденом Красного знамени. Но это была лишь первая его награда. К концу войны на груди отважного командира разведчиков были ордена Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, несколько медалей. Он не только умело организовывал, но и лично не раз возглавлял походы в тыл противника, выполнял разведку, брал «языков». О смелости и отваге командира разведроты в Чапаевской дивизии ходили легенды.
Но отважный разведчик оказался безоружным перед смущенной улыбкой девушки-снайпера, которую впервые увидел в Горшечном. С самого начала друзья пророчили Зое и Александру совместную жизнь: их объединяло взаимное чувство, молодость, отвага. Но свадьба откладывалась - дивизия шла на запад, с тяжелейшими кровопролитными боями преодолевая казавшиеся неприступными оборонительные рубежи немцев, форсировала реки Днепр, Прут. А вот на берегах речушки Марош в Румынии воинам удалось немного отдохнуть. Однажды вечером бойцы дивизионной разведки передали Зое приглашение на день рождения Александра.
Чувствовала девушка, что не о дне рождения шла речь, но, принимая приглашение, не думала, что разговаривает со сватами. За импровизированным столом первый тост выпили за «именинника», а второй… за новоиспеченных супругов Зою Серовикову и Александра Дроваля. Командир батальона объявил их мужем и женой, а свидетелями этого события выступили все разведчики роты.
Потом Зоя и Александр участвовали в боях с немцами в Чехословакии и Венгрии. Их хранила судьба и фронтовая любовь. После войны супруги Дроваль вернулись на Родину. У них родилось двое детей - дочь Ирина и сын Сергей.
Александр умер, когда Сере-
жа был совсем маленьким… Зоя Дроваль больше не выходила замуж, одна вырастив детей и дождавшись внуков, одного из которых назвали в честь дедушки. Она до конца своих дней осталась верна любви, которая зародилась зимой 1943-го в боях под Горшечным…
К. Бобрышева.