+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

26.04.2024
«Сад Памяти» в Горшечном
В Курской области с 15 апреля по 15 мая проходит эколого-патриотическая акция «Сад Памяти», главная цель которой - увековечить память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Сохранение и восстановление лесов - одна из приоритетных задач национального проекта «Экология», инициированного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
25.04.2024
«Сад Памяти» в Горшечном
В Курской области с 15 апреля по 15 мая проходит эколого-патриотическая акция «Сад Памяти», главная цель которой - увековечить память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Сохранение и восстановление лесов - одна из приоритетных задач национального проекта «Экология», инициированного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
22.04.2024
Сезон дорожных работ
В Курской области начался дорожный сезон. Текущее состояние дорог и участки, которым необходимо уделить особое внимание в ходе ремонтных работ, обсудили на совещании, которое провел губернатор Роман Старовойт.


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

 

Безопасность на воде

Беспечность может стоить жизни

 

 

Как освобождали район 

76 лет назад на горшеченской земле гремели бои. Морозной зимой 1943 года солдаты из всех уголков Советского Союза вели здесь кровопролитное сражение с немецко-фашистскими захватчиками. Многие из них погибли здесь, но враг был вынужден отступить перед силой и храбростью советских солдат. Правду о том трагическом и героическом времени мы узнаем из воспоминаний очевидцев.

Голодное время
Валентина Григорьевна Войнова - дитя войны, в период оккупации ей было всего 6 лет. Рассказывая о том страшном времени, она вспоминала:
«Картошку, заготовленную на зиму, съедали далеко до прихода весны, а вот кожуру оставляли для посадки. Любимым лакомством была сахарная свекла, которую мама готовила в чугуне в русской печке».
Конечно, очень боялись немцев, которые не останавливались ни перед чем, забирали все, что можно. Фашисты бесцеремонно вваливались в дома, брали вещи из сундуков, лазили по погребам и сараям, забирали продукты, ловили кур, свиней. Такая ситуация была во всех населенных пунктах, где оказывались оккупанты. Большим мародерством занимались и полицаи - свои же селяне, которые решили сотрудничать с врагом.

Маму убили на глазах
Мария Петровна Толмачева из с. Старое Роговое вспоминала:
«Во время очередной бомбежки мы с мамой, младшими братом и сестрой прятались в яме. Были совсем близко слышны пулеметные очереди и взрывы. Когда все стихло, я вылезла из ямы, очень хотелось пить, а снег был весь серым и вонял порохом. Мы соскребали сверху налет и ели этот снег, но запах все равно был. Так мы сидели три дня, а потом пришел немецкий солдат, он немного говорил по-русски, начал спрашивать у матери: «Говори, где русский партизан», мать отвечала: «Не знаю». Он сказал: «Спрашиваю последний раз, не скажешь, тебе капут». Мать сказала: «Не знаю». Он выстрелил в нее и ушел. А мы, трое детей, остались сидеть в яме вместе с убитой матерью. Помню, у матери на груди был большой кровяной ком, видимо он ей попал в легкие. Только через три дня нас забрала взрослая женщина. Так я осталась одна в 12 лет с маленькой сестрой и младшим братом на руках, а дальше выживали, как могли…».

Жестокий бой
за Головище
Как вспоминает старшина роты 605 стрелкового полка, 232-й стрелковой дивизии В.Е. Рыжков, в начале февраля батальон Чабрусова готовился встретить фашистов в Нижних Апочках. Однако противники уже были там. Они ворвались в церковь, где находились наши раненые бойцы. Тех, кто мог ходить, расстреливали, не жалея никого. Ужасно они обошлись и с жителями - всех, кто не успел уйти из села, фашисты расстреляли и сожгли заживо. Обо всем этом рассказали женщины, сумевшие с детьми на руках добраться до Головища.
Но и там не было мирно, начался бой, сходу вступил в него батальон Чабрусова. Батарея капитана Рубана ударила по той части села, где закрепились фашисты. Плохо работала телефонная связь, поскольку во время сражений рвалась фактически поминутно, выручала радиосвязь. «Особенно мне запомнился в этом бою отважный связист Вьюжанин Зиновий Аксентьевич. Под разрывами снарядов и сплошным пулеметным огнем он более часа лежал на снегу с проводами в зубах и тем самым обеспечил связь в бою с контрольным пунктом дивизии», - писал В.Е. Рыжков.
Орудийный наводчик, младший сержант Желнов остался в расчете один, но стрелял до последнего снаряда. А когда враг подбил его орудие, он подбежал к другому, расчет которого был уничтожен. И вдруг услышал детский голос: «Дяденька артиллерист, мы вам поможем бить фашистов!». Два мальчика дружно стали подносить снаряды. Орудие заговорило…
Непросто приходилось и санитаркам, которые прямо под огнем выполняли свою работу, перевязывая раны бойцам, выносили их с поля боя и отправляли в медсанбат. Одна из них, Аня Ковалевская, попала в плен. Она держалась мужественно, несмотря на пытки, гитлеровцы продержали ее на морозе раздетой несколько часов, после чего расстреляли.
Двое суток шел тяжелый бой, село несколько раз переходило из рук в руки, оно почти полностью было разрушено.

Фашистские
медали венгра
Как рассказывал участник освобождения Горшеченского района, гвардии майор, помощник начальника штаба 73-го гвардейского стрелкового полка В. Аристов, 25 января 1943 года они продвигались через села Нижнее Гнилое (Сосновка) и Богородицкое в направлении Горшечного, где уже вели бой наши танковые части. Когда до него оставалось километров 5-6, роте автоматчиков было поручено провести разведку в деревне Сомовка, расположенной в стороне от направления движения полка. Продвигаясь к ней, разведчики обнаружили тщательно замаскированную артиллерийскую батарею противника. Развернувшись в боевой порядок, наши солдаты быстро атаковали немцев, все расчеты были уничтожены, автоматчики захватили четыре пушки. Командир, старший лейтенант А.В. Юрин послал узнать, есть ли в деревне фашисты. Разведчики рассказали о том, что там расположились склады противника и их охрана. Было принято решение внезапно атаковать врага в Сомовке.
По сигналу командира роты начался бой. Не ожидавшие этого немцы сначала даже не оказывали сопротивления и пытались вырваться из деревни, но на пути у них оказались автоматчики, зашедшие с другой стороны деревни. Фашистам пришлось принять бой, и он был скоротечным. Подразделение противника уничтожили, склад с боеприпасами, оружием и другими снаряжениями был захвачен.
После боя выяснилось, что среди пленных есть венгр. Наши бойцы навесили ему много немецких наград из захваченных, со словами: «Раз ты за Гитлера воевал, то получай его награды!». А тот с ненавистью сорвал их с себя, бросил на землю и сказал: «Я не хотел воевать! Возьмите меня с собой, и я в бою докажу, что ненавижу фашистов!».

Немецкий бензин
для наших танков
«Наш 392-й танковый батальон наступал со стороны совхоза «Васильевский». Немцы занимали оборону на территории совхоза «Горшеченский», а части 303-й гвардейской стрелковой дивизии наступали со стороны сел Ясенки и Богородицкое», - рассказывал о бое в поселке старший лейтенант в отставке Т. Марков.
В ночь с 4 на 5 февраля наши танки стремительным ударом прорвали оборону немецких войск и вышли в район пруда в Горшечном, но тут случилась беда. Бензовозы не смогли успеть за танками по бездорожью, и боевые машины остались практически без горючего. А впереди еще предстояло разгромить группировку немецких войск, отступавших в район Старого Оскола и Ястребовки. Разговор командира об этом услышала жительница Т.Я. Королькова и рассказала, что немцы неподалеку закопали какие-то бочки в снег. Проверили, оказалось, что там был бензин, которым и заправили наши танки.
«Запомнился еще один эпизод. Экипаж одного из танков Т-34, который вел наступление через полотна железной дороги, встретил на своем пути противотанковую артиллерийскую батарею противника. Преимущество было на стороне врага. Фашисты успели повредить гусеницу, танк оказался неподвижен, но наши танкисты под огнем врага исправили положение и в жестоком огнестрельном поединке, маневрируя на местности, уничтожили вражескую батарею, а затем двинулись вперед, разгромив при этом отступающий немецкий обоз».

Живой щит
В конце января враг стал отступать на Старый Оскол. Чтобы не допустить выхода частей противника из-под удара, в ночь на 1 февраля полки 303-й стрелковой дивизии совершили обходный маневр и вышли в район дороги Горшечное-Кладовая. В пятистах метрах от нее расположилась артиллерийская батарея 845 стрелкового полка и, как только показалась головная часть отступающей колонны противника, наши воины открыли огонь. Немцы понесли большие потери в технике и живой силе. На подожженных артиллеристами немецких автомашинах начали взрываться боеприпасы. Огонь наших автоматчиков все усиливался, и тогда на дороге началась паника.
В один из моментов этого боя в голову колонны выдвинулась фашистская самоходная пушка и открыла огонь по нашим артиллеристам. Под ее прикрытием немцы предприняли несколько контратак, пытаясь освободить себе пути для отхода, но сделать это не удалось. Тогда они отправили роту автоматчиков. Несколько часов наши воины отбивали ожесточенные атаки противника, пока не прибыло подкрепление.
Вражеское командование, стремясь вырваться из кольца окружения, в котором их сжимали наши части, создали ударную группу и повели в наступление в направлении села Залесье. Там в это время находились тылы. Собрав все силы, наши солдаты организовали оборону на восточной окраине села.
Фашистам, обладающим численным превосходством, удалось с фланга просочиться в село, но дальше продвинуться они не смогли. И тогда немцы применили один из самых подлых и жестоких способов ведения войны. Выгнав людей из домов и поставив перед собой население, они под прикрытием такого живого щита пошли в сражение… Немощные старики, плачущие женщины и дети стали невольными участниками битвы. Наши солдаты не стали стрелять, ведь могло пострадать мирное население. Таким изуверским способом немцы вошли в село, где устроили зверскую расправу. А на утро второго дня части 303-й дивизии выбили их и стали преследовать. В активных наступательных боях с 1 по 5 февраля они освободили Горшечное, Старое Роговое, Геросимово и другие.
Об этом писал полковник А. Федоровский, его отец - генерал-майор К.С. Федоровский командовал 303-й стрелковой дивизией, освобождавшей наш район.
К. БОБРЫШЕВА.

(По воспоминаниям очевидцев, опубликованным в газете «Маяк»
в разные годы, и записанным педагогами и школьниками района).