+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

29.04.2021
Новые инициативы Президента
21 апреля президент страны Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Высшим национальным приоритетом глава государства определил сбережение народа России. Именно на это нацелены новые инициативы, предложенные Президентом. Вот некоторые из них.
27.04.2021
Заявочная кампания конкурса «Лидеры России» продлена до 17 мая
Заявочная кампания конкурса «Лидеры России» продлена до 17 мая 2021 года. Это изменение также распространяется на треки «Наука» и «Студенты».
23.04.2021
Появятся новые тротуары
В поселке Горшечное в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» началось строительство тротуаров.


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

ХРАМЫ ГОРШЕЧЕНСКОГО РАЙОНА: Утраченные и сохраненные.

С.Березово.

 

Покровская церковь.

Храм-долгострой

 

Строительству каменного храма в селе Березово предшествовал инцидент. Старый деревянный храм пришлось запечатать «за поколебанием престола». Но и само строительство шло не без искушений. Началось оно в 1782 году, а закончилось лишь к 1806 году. Историк Федор Поликарпов, не склонный к многословию, все-таки после знакомства с ныне утерянной Березовской церковной летописью не удержался от некоторого отступления от жанра исторической справки и посвятил Березову чуть больше места, чем соседним селам. Не можем удержаться и мы от обширной цитаты из описания Поликарпова:

 

«По преданию, сохранившемуся между прихожанами, храм строил московский купец Кочергин. Вместо денег за постройку церкви он согласился взять в аренду пустопорожнюю землю в десяти верстах от села. В виду того, что аренда эта была выгодна Кочергину, он затянул постройку храма на 20 лет и по окончании постройки не согласился возвратить землю крестьянам. Начался суд. Земля была признана казенной и объявлена свободной для заселения.

 

В 1789 году в новостроящейся церкви был отделан и освящен придел во имя Ахтырской иконы Божией Матери, в котором и отправлялось богослужение, пока не была отстроена «настоящая». Точная дата окончания постройки храма неизвестна. В 1803 году смотритель благочиния Ингеницкий доносит епархиальному архиерею о небрежности прихожан недавно построенной Покровской церкви в отношении ее благоустройства: ветром была снесена с церкви крыша и во время дождей образовалась течь даже в алтаре; «глава угрожает падением». Через два года церковь была запечатана. В конце 1806 года был произведен надлежащий ремонт храма, и храм был освящен.

 

После строгой меры епархиального начальства, прихожане более внимательно следят за благоустройством своей церкви: «церковные ветхости» исправлялись ими в 1828, 1839 и 1852 годах. (В последний раз был возобновлен иконостас в приделе на средства купца А.А. Коренева)…

 

В 1882 году, в годовщину столетия храма, вся церковь снаружи и внутри была поновлена, причем приподнят пол алтаря и устроена солея, которой до сего времени не было…

 

В 1892 году была перекрыта церковь и колокольня, весь храм внутри окрашен масляною краскою и украшен фресками и живописью. В 1904 году были поновлены иконостасы...»

 

В разное время в Березове служили священники Иоанн Попов, Иоанн Никифорович Федоровский (+1802г.), Иоанн Иванович Говоров (+1826г.), Изот Иванович Федоровский, Алексей Алексеевич Губанов (+1818г.), Иоанн Михайлович Сабинский (+1836г.), Никанор Смельский, Андрей Попов, Иоанн Петрович Илларионов, Диомид Руднев, Алексий Денисов, Димитрий Курбатов, Павел Селиванов. В конце XIX века при храме обязанности псаломщика исполняли диакон Михаил Ефремов и Митрофан Куфаев.

 


«Воронежская шайка» и «банда солдат»

 

В 1872 году настоятелем храма стал отец Димитрий Григорьевич Жданов, которого Поликарпов признает подлинным автором Березовской церковной летописи, высоко оценив литературный и этнографический таланты священника. Летопись оказалась хорошим подспорьем для составителя описания, существенно украсив не только отдел, посвященный храму и священству, но и оживив часть, посвященную селу. Позволим себе еще одну пространную цитату:

 

«Местность, занимаемая Березовом, изобиловала лесами, которые прямо таки «кишели» воровскими людьми. Сохранилось воспоминание в виде названий лесов и яружек о разбойничьих шайках Панкина, атамана Гузея (лес «Гузеевка»), Абрама («Абрамова яружка») и Воронежской шайке. Местные помещики пригласили на помощь себе против разбойников солдат. Почувствовав свою силу, эти последние, ловя разбойников, начали и сами чинить всякие насилия мирным березовским поселенцами и оставили по себе еще худшую память, чем сами разбойники».

 

Березово было окружено деревеньками и хуторами, которые населяли крепостные крестьяне мелких помещиков: Измалковых, Редкиных, Нагибиных, Ададуровых, Жиленковых, Андреевых, Силентьевых. Само село основали однодворцы (позднее ставшие государственными крестьянами) - выходцы из Рыльского уезда Курской губернии и Землянского уезда Воронежской губернии. В общем-то, люди местные. А по помещичьим селеньицам можно было учить географию тогдашней России. В Кореневке, Колодезе, Штуцеровке, Петровском, Решетовке (Александровке) жили уроженцы Нижегородской, Тверской, Калужской и даже Томской губерний.

 

Конокрады из Решетовки

 

Есть в описании Поликарпова и отдельный рассказ о жителях одной из деревень, входивших в березовский приход – Решетовке. Не упустим случая и его привести:

 

«О происхождении названия Решетовки известно следующее. Владелец этой деревни, называвшейся Александровкой, Самбурский, перевел сюда на жительство четыре двора крепостных, взятых им за женой – помещицей Решетовой, живших до того времени в с. Ксизове Задонского уезда. С этого времени Александровка и стала называться Решетовкой. Новые насельники занесли в Александровку свое исконное ремесло – конокрадство, которому с успехом обучили своих соседей. С тех пор конокрадство сделалось исключительным занятием решетовцев и прославило их, благодаря необыкновенному искусству, с которым решетовцы уводили лошадей, далеко за пределами Воронежской губернии. Название «решетовец», как синоним ловкого конокрада, сделалось в уезде отрицательным»…

 

Но о прихожанах березовского храма распространялась не только дурная слава. Очень гордились березовцы своей церковно-приходской школой, которую в апреле 1885 года посетил викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Макарий (Троицкий). Преосвященный гость оставил на списке учеников такую памятную запись: «Посетил и именем Божиим благословил первую в епархии церковно-приходскую школу».

 

В 1904 году к приходу Покровской церкви села Березово относились 189 дворов, в которых проживало 1 464 человека.

 

В начале 1930-х годов в Березово проживало более тысячи человек.

 

К 2011 году осталось 119.

 

Священник Владимир Русин.

(Материалы из книги «Средние Апочки и другие точки на карте Горшеченского района», которая готовится к печати).