+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

26.06.2025
Центр общения старшего поколения
23 июня в нашем районе открылся Центр общения старшего поколения на базе клиентской службы Отделения Социального фонда России по Курской области.  Он создан в рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Семья» и государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Это уже шестой Центр общения старшего поколения в нашем регионе. Ранее такие окрыли в Советском, Касторенском и Рыльском районах, а также в Курске и Железногорске.
25.06.2025
Обновляется детсад 
Лето - традиционно ремонтная пора. В этом году в рамках проекта «Поддержка семьи» национального проекта «Семья» масштабный капитальный ремонт проходит у нас в здании детского сада поселка Горшечное. Сейчас он здесь в самом разгаре. 
20.06.2025
 На «Уроках цифры»
В Курской области в рамках реализации национального проекта «Экономика данных» успешно прошли «Уроки цифры». Этот всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий направлен на освоение школьниками с 1 по 11 класс материалов от ведущих технологических компаний, развитие навыков и компетенций цифровой экономики, а также раннюю профориентацию в ИТ-сфере.


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

 

Безопасность на воде

Беспечность может стоить жизни

 

 

ХРАМЫ ГОРШЕЧЕНСКОГО РАЙОНА: Утраченные и сохраненные.

С.Березово.

 

Покровская церковь.

Храм-долгострой

 

Строительству каменного храма в селе Березово предшествовал инцидент. Старый деревянный храм пришлось запечатать «за поколебанием престола». Но и само строительство шло не без искушений. Началось оно в 1782 году, а закончилось лишь к 1806 году. Историк Федор Поликарпов, не склонный к многословию, все-таки после знакомства с ныне утерянной Березовской церковной летописью не удержался от некоторого отступления от жанра исторической справки и посвятил Березову чуть больше места, чем соседним селам. Не можем удержаться и мы от обширной цитаты из описания Поликарпова:

 

«По преданию, сохранившемуся между прихожанами, храм строил московский купец Кочергин. Вместо денег за постройку церкви он согласился взять в аренду пустопорожнюю землю в десяти верстах от села. В виду того, что аренда эта была выгодна Кочергину, он затянул постройку храма на 20 лет и по окончании постройки не согласился возвратить землю крестьянам. Начался суд. Земля была признана казенной и объявлена свободной для заселения.

 

В 1789 году в новостроящейся церкви был отделан и освящен придел во имя Ахтырской иконы Божией Матери, в котором и отправлялось богослужение, пока не была отстроена «настоящая». Точная дата окончания постройки храма неизвестна. В 1803 году смотритель благочиния Ингеницкий доносит епархиальному архиерею о небрежности прихожан недавно построенной Покровской церкви в отношении ее благоустройства: ветром была снесена с церкви крыша и во время дождей образовалась течь даже в алтаре; «глава угрожает падением». Через два года церковь была запечатана. В конце 1806 года был произведен надлежащий ремонт храма, и храм был освящен.

 

После строгой меры епархиального начальства, прихожане более внимательно следят за благоустройством своей церкви: «церковные ветхости» исправлялись ими в 1828, 1839 и 1852 годах. (В последний раз был возобновлен иконостас в приделе на средства купца А.А. Коренева)…

 

В 1882 году, в годовщину столетия храма, вся церковь снаружи и внутри была поновлена, причем приподнят пол алтаря и устроена солея, которой до сего времени не было…

 

В 1892 году была перекрыта церковь и колокольня, весь храм внутри окрашен масляною краскою и украшен фресками и живописью. В 1904 году были поновлены иконостасы...»

 

В разное время в Березове служили священники Иоанн Попов, Иоанн Никифорович Федоровский (+1802г.), Иоанн Иванович Говоров (+1826г.), Изот Иванович Федоровский, Алексей Алексеевич Губанов (+1818г.), Иоанн Михайлович Сабинский (+1836г.), Никанор Смельский, Андрей Попов, Иоанн Петрович Илларионов, Диомид Руднев, Алексий Денисов, Димитрий Курбатов, Павел Селиванов. В конце XIX века при храме обязанности псаломщика исполняли диакон Михаил Ефремов и Митрофан Куфаев.

 


«Воронежская шайка» и «банда солдат»

 

В 1872 году настоятелем храма стал отец Димитрий Григорьевич Жданов, которого Поликарпов признает подлинным автором Березовской церковной летописи, высоко оценив литературный и этнографический таланты священника. Летопись оказалась хорошим подспорьем для составителя описания, существенно украсив не только отдел, посвященный храму и священству, но и оживив часть, посвященную селу. Позволим себе еще одну пространную цитату:

 

«Местность, занимаемая Березовом, изобиловала лесами, которые прямо таки «кишели» воровскими людьми. Сохранилось воспоминание в виде названий лесов и яружек о разбойничьих шайках Панкина, атамана Гузея (лес «Гузеевка»), Абрама («Абрамова яружка») и Воронежской шайке. Местные помещики пригласили на помощь себе против разбойников солдат. Почувствовав свою силу, эти последние, ловя разбойников, начали и сами чинить всякие насилия мирным березовским поселенцами и оставили по себе еще худшую память, чем сами разбойники».

 

Березово было окружено деревеньками и хуторами, которые населяли крепостные крестьяне мелких помещиков: Измалковых, Редкиных, Нагибиных, Ададуровых, Жиленковых, Андреевых, Силентьевых. Само село основали однодворцы (позднее ставшие государственными крестьянами) - выходцы из Рыльского уезда Курской губернии и Землянского уезда Воронежской губернии. В общем-то, люди местные. А по помещичьим селеньицам можно было учить географию тогдашней России. В Кореневке, Колодезе, Штуцеровке, Петровском, Решетовке (Александровке) жили уроженцы Нижегородской, Тверской, Калужской и даже Томской губерний.

 

Конокрады из Решетовки

 

Есть в описании Поликарпова и отдельный рассказ о жителях одной из деревень, входивших в березовский приход – Решетовке. Не упустим случая и его привести:

 

«О происхождении названия Решетовки известно следующее. Владелец этой деревни, называвшейся Александровкой, Самбурский, перевел сюда на жительство четыре двора крепостных, взятых им за женой – помещицей Решетовой, живших до того времени в с. Ксизове Задонского уезда. С этого времени Александровка и стала называться Решетовкой. Новые насельники занесли в Александровку свое исконное ремесло – конокрадство, которому с успехом обучили своих соседей. С тех пор конокрадство сделалось исключительным занятием решетовцев и прославило их, благодаря необыкновенному искусству, с которым решетовцы уводили лошадей, далеко за пределами Воронежской губернии. Название «решетовец», как синоним ловкого конокрада, сделалось в уезде отрицательным»…

 

Но о прихожанах березовского храма распространялась не только дурная слава. Очень гордились березовцы своей церковно-приходской школой, которую в апреле 1885 года посетил викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Макарий (Троицкий). Преосвященный гость оставил на списке учеников такую памятную запись: «Посетил и именем Божиим благословил первую в епархии церковно-приходскую школу».

 

В 1904 году к приходу Покровской церкви села Березово относились 189 дворов, в которых проживало 1 464 человека.

 

В начале 1930-х годов в Березово проживало более тысячи человек.

 

К 2011 году осталось 119.

 

Священник Владимир Русин.

(Материалы из книги «Средние Апочки и другие точки на карте Горшеченского района», которая готовится к печати).