Герои освобождения района
За подвиги и мужество, проявленное в боях за освобождение Горшеченского района в годы Великой Отечественной войны, звания Героев Советского Союза удостоены санинструктор Зинаида Туснолобова и танкист Петр Манаков. Вспомним подвиги героев освобождения горшеченской земли.
«Главное - сердце целое и голова на плечах»
Зинаида Туснолобова ушла на фронт добровольцем в 22 года. Окончила школу медсестер и была зачислена в действующую армию. 11 июля 1942 года в боях за Воронеж впервые участвовала в бою в качестве санинструктора 7-й роты 849-го стрелкового полка 303-й стрелковой дивизии. В одном из писем с фронта она писала родным: «Если бы вы знали, что здесь творится. За каждый метр земли идет кровавая битва… Но вы не волнуйтесь за меня. Пуля ищет боязливых, а я же, знаете, не из таковых. За три дня боев вынесла из ада сорок бойцов. Откуда только силы берутся. Меня наградили орденом Красной Звезды…». За семь месяцев пребывания на Воронежском фронте Зинаида Туснолобова вынесла с поля боя более 120 раненых.
В начале февраля 1943 года рота старшего лейтенанта Михаила Тимошенко, в которой была Зина, сдерживала яростные атаки гитлеровцев, пытавшихся вырваться из окружения в районе станции Горшечное. Жаркие схватки развернулись вдоль железнодорожного пути на подступах к селу Старое Роговое.
«Командир ранен!». Зина выскочила из траншеи и, прижимаясь к земле, поползла по снегу. Вокруг рвались вражеские снаряды, свистели пули. Но ждать, когда наступит затишье, нельзя… И вдруг будто раскаленным металлом полоснуло ногу. Ранение. Нестерпимая боль. Нет больше сил тащить даже санитарную сумку. Но чувство долга зовет вперед. Упираясь локтями в снег, Зина ползла по перепаханному взрывами снежному полю, тянула за собой бесчувственные ноги. Однако спасти командира не удалось. Михаил Тимошенко был уже мертв. Забрав его полевую сумку, Зина попыталась ползти обратно. Потемнело в глазах, она потеряла сознание и осталась лежать на почерневшем снегу… В какой-то момент она пришла в себя и, приоткрыв глаза, увидела над собой склонившегося гитлеровского солдата. Он заметил, что раненая девушка жива, лицо исказилось злобой, он ударил ее сапогом в живот, потом - еще... И прикладом - по лицу, голове. Зина снова потеряла сознание...
Нашли ее солдаты-санитары на вторые сутки. Перебитые ноги и голова покрыты красноватой ледяной коркой. Набухшие от крови валенки и рукавицы вмерзли в снег. Зинаиду вырубили из снежно-ледяного панциря, услышали слабый стон… Жива.
В полковом медсанбате, расположившемся в деревенской хате, ей оказали первую медицинскую помощь, потом повезли в полевой госпиталь. Только на третьи сутки к Зине возвратилось сознание…
Борьба за жизнь отважной медсестры продолжалась долгие 15 месяцев. Из-за начавшийся гангрены ей по локоть ампутировали правую руку. Затем - левую руку и обе ноги. Невозможно представить, что чувствовала 23-летняя девушка, оказавшись в таком состоянии. Болели не только раны - душа. То и дело подкрадывались черные мысли: «Выжила, а зачем? Что делать дальше?».
Зина решила бороться, а в письме домой продиктовала такие строки: «Не пугайтесь, что пишу не сама, это временно. Подумаешь, ранило в руку или ногу. Главное - сердце целое и голова на плечах».
В письме любимому человеку девушка не была столь оптимистична. С красавцем Иосифом Марченко, кадровым военным, они познакомились весной 1941-го. Пожениться не успели, но его фотографию Зина пронесла через всю войну. Теперь приняла решение с ним попрощаться, продиктовав такие строки: «Милый мой, дорогой Иосиф! Прости меня за такое письмо, но я не могу больше молчать. Я должна сообщить тебе только правду... Я пострадала на фронте. У меня нет рук и ног. Я не хочу быть для тебя обузой. Забудь меня. Прощай. Твоя Зина».
Ответ придал ей новых жизненных сил:
«Милая моя малышка, родная моя мученица! Нет такой беды, которая разлучит нас. Вот окончится война, одержать бы победу, и я вернусь к тебе, и заживем мы с тобой счастливо. Ни о чем плохом не думай. Я прежний твой Иосиф».
После семи сложнейших операций врач Свердловского военного госпиталя Николай Соколов предложил Зинаиде Туснолобовой сделать еще и восьмую для расщепления локтевой кости, чтобы впоследствии девушка могла получить два искусственных пальца. И действительно, спустя месяцы упорных тренировок больная смогла брать кружку и ложку, а позже научилась писать.
«Можете не верить, но это письмо пишу я сама, - сообщала она родным. - Это моя победа. На войне за каждую высотку ведется бой. А сколько таких высоток мне придется преодолеть в жизни? Но знайте, я готова к вечному бою».
И она продолжала вести этот бой. Изувеченная, все равно нашла способ бороться с фашизмом.
Вскоре после ее встречи с рабочими Уралмашзавода из заводских ворот вышли, поблескивая свежей краской, пять танков «Т-34», выпущенных сверх плана из сэкономленного металла. На бортах грозных машин кто-то старательно вывел белой краской: «За Зину Туснолобову!».
В мае 1944-го в газете «Вперед на врага» было опубликовано обращение Зинаиды Туснолобовой к бойцам Прибалтийского фронта, приближавшегося к ее родному городу Полоцку, с призывом отомстить врагу за ее муки и исковерканную жизнь. На призыв откликнулись тысячи воинов. Развернулось целое движение «За Зину Туснолобову!». Такие надписи появились на танках, самолетах, боевых орудиях. Так человек непоколебимой стойкости и огромного мужества, Зинаида Туснолобова, снова встала в строй на переднем крае борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.
Отгремела война. Вернулись домой фронтовики. Демобилизовался и гвардии старший лейтенант Иосиф Марченко. Трогательной была их встреча с Зиной. Иосифа она встретила крепко стоя на «ногах» - протезах. Вскоре они поженились. Сотрудники загса влажными от слез глазами смотрели на необыкновенную семейную пару, а молодые были счастливы.
Сначала молодая семья поселилась в Ленинске-Кузнецком, откуда оба уходили на фронт. В 1946 году у них родился первенец, в 1948-м еще один сын. Но малыши умерли от инфекции. После этой трагедии супруги вернулись в Полоцк, где, наконец, начали сбываться их мечты - о своем доме, большом яблоневом саде, семейном счастье. В 1951 году у пары родился сын Володя, в 1960-м - дочь Нина.
Зинаида Михайловна научилась самостоятельно вести домашнее хозяйство, стала работать диктором на радио, вела большую общественную работу. Всю жизнь муж был ее надежной опорой, другом и помощником. Он, казалось, умел делать все: пеленать ребенка, готовить обед, полоть огород… Все друзья и знакомые удивлялись его выдержке и выносливости, восхищались счастливой семьей Марченко, их нелегкой судьбой.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1957 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны Туснолобовой-Марченко Зинаиде Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Осенью 1965 года Международный Комитет Красного Креста наградил ее медалью Флоренс Найтингейл.
Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко скончалась от инсульта 20 мая 1980 года, немного не дожив до своего 60-летия. Через семь лет в той части дома, где располагался рабочий кабинет, открыли музей. Иосиф Петрович тяжело переживал смерть жены. Открыв музей, он словно выполнил последний долг перед своей спутницей жизни. Через несколько месяцев его не стало.
Зинаида Туснолобова-Марченко - Почетный гражданин города Полоцка, одна из улиц которого названа ее именем. Есть улица ее имени и в нашем поселке.
Огненный таран на Олымском лугу
В конце января 1943 года около села Бабанино, на Олымском лугу, разделяющем Воронеж-скую и Курскую области, исключительный героизм проявил экипаж тяжёлого танка «KB», командиром которого был секретарь парторганизации 392-го танкового батальона лейтенант Андрей Вахмистров.
Экипаж танка под его командованием получил приказ разведать силы отходящего врага... Грозная боевая машина рванулась вперед. Вахмистров смело повел ее в образовавшийся разрыв между вражескими частями. Через несколько километров танкисты очутились в самом центре скопления войск захватчиков.
Как только танк вырвался на Олымский луг, со стороны Васильевки, которая раскинулась по высокому берегу поймы, ударили немецкие артиллерийские батареи. Прорываться сквозь огневую завесу было опасно, и тогда танкисты приняли смелое решение. Под огнем врага развернули машину и, обойдя Васильевку с запада, на полном ходу ворвались в село, направляясь к месту расположения батарей противника.
Ошеломленные неожиданным появлением с тыла мощного краснозвездного танка, фашистские артиллеристы торопливо пытались развернуть орудия на прямую наводку. Но поздно! Продолжая не- отвратимо надвигаться, танк слал снаряд за снарядом по батарее и в панике разбегавшимся немцам. Взлетело на воздух одно орудие. Подойдя вплотную, танк смял второе и тут же повернулся к соседнему… Батарея перестала существовать... Расстреливая врагов в упор, «КВ» одну за другой подавил несколько батарей. А затем машина ринулась вниз в лощину, которая была до отказа забита живой силой и техникой врага. Огнем пушки и пулеметов, гусеницами танк, сметая врага, прорубал себе коридор...
Отважный экипаж стремился пробиться к своей части, находившейся восточнее села Широкое. Но на выходе из поймы боевая машина тяжело вздрогнула от удара вражеского снаряда и остановилась. Однако танкисты продолжали сражаться. Пушка и пулемет не замолкали, истребляя подбиравшихся к танку немцев. Но ударила о броню бутылка с зажигательной смесью, огненные языки поползли по машине. Задыхаясь в дыму, отважный экипаж не прекращал огня. Израсходовав все боеприпасы, из люка выскочил командир танка лейтенант Вахмистров, но в неравной схватке с врагом был убит. Осмелевшие фашисты решили окружить танк и взять в плен экипаж.
И тут произошло чудо: взревел заглохший мотор, и объятый пламенем и дымом танк вновь рванулся вперед, сметая все на своем пути. Вырвавшись из окружения, «KB» остановился недалеко от деревни Бабанино. Боевая машина, будто на последнем дыхании спася троих танкистов, вновь заглохла.
Механик-водитель, лейтенант Манаков и сержанты Кузинов и Скуднов выбрались из горящего танка и направились в сторону Бабанино. Танкистов спрятал в своем дворе один из местных жителей - Василий Андреевич Зуев. Но в тот же вечер они приняли решение уйти из деревни и направились в сторону Ивановки. Отважный экипаж немного просчитался. Совет-ских солдат в Ивановке не было, здесь расположились отступавшие немецкие части. И кто знает, как сложилась бы судьба танкистов, если бы не помощь отважных русских женщин. Спрятать в своем доме их согласилась жительница села Пелагея Егоровна Голубятникова. На это нужно было мужество, на которое оказались способны далеко не все.
Почти трое суток, до подхода советских войск, танкисты скрывались у местных жителей. Как воскресших из мертвых встретили героев в части. Отважным женщинам, рискуя своей жизнью спасшим танкистов, командование 392-го танкового батальона вручило благодарственную грамоту.
В одном из ноябрьских номеров 1967 года газета «Советская Россия» так писала об этом событии военных лет: «Подробности этого беспримерного подвига стали известны из рассказов местных жителей и очевидцев. Действия отважных танкистов подтверждаются и документами, хранящимися в архивах Министерства обороны СССР. В них говорится, что экипаж лейтенанта Вахмистрова только в одном этом бою уничтожил 20 орудий, до 160 солдат и офицеров противника и около 200 подвод с военным грузом».
За проявленные в этом бою мужество и отвагу командир танка «KB» лейтенант Андрей Вахмистров посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени, погибший в этом же бою заряжающий Паршин - орденом Отечественной войны II степени. Награждены были и оставшиеся в живых члены экипажа - участники боя на Олымском лугу. Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и отвагу механику-водителю танка, лейтенанту Петру Захаровичу Манакову присвоено звание Героя Советского Союза, командир орудия Кузинов был награжден орденом Красного Знамени, радист-пулеметчик Скуднов - орденом Ленина.
Отважные танкисты продолжали свой боевой путь, участвовали в боях на Курской дуге. Потом их пути разошлись. Петр Манаков был направлен в высшее офицерское бронетанковое училище г. Казани. После его окончания воевал в 1945 году в Венгрии, Румынии, Чехословакии. Закончил войну в Праге. После войны жил и работал в Ленинграде. К сожалению, неизвестно, как в дальнейшем сложилась судьба остальных членов героического экипажа.
Красным следопытам из Ивановской средней школы, в свое время активно занимавшимся поисковой работой, найти их не удалось. А вот связь с Петром Манаковым они установили накануне 30-летия Победы. Позднее Петр Захарович несколько раз приезжал в Ивановку и Удобное, где его очень гостеприимно встречали. Первый раз отважный танкист приехал сюда в феврале 1977 года, спустя 34 года после боев на этой земле. Встретился он и со своей спасительницей Пелагеей Егоровной Голубятниковой и ее младшим братом Василием Егоровичем. Тот в годы войны был мальчишкой, но и он рисковал, принося еду спрятанным на чердаке танкистам. Ведь в самой хате в это время остановились на постой отступавшие немцы…
Во время каждого из своих приездов Петр Захарович приходил на братскую могилу воинов, погибших при освобождении сел Удобенского сельсовета. Почтить память и поклониться тем, кого, может быть, знал, с кем вместе воевал …
Сейчас уже нет в живых участников тех событий. Петр Захарович Манаков умер в 1990 году. Время неумолимо в своем течении. Но даже оно не властно над памятью.
Е. БОБРЫШЕВА.