Березово от основания до наших дней

+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

06.06.2018
Благоустройство дворов и общественных территорий продолжится
На заседании областной межведомственной комиссии, которое прошло под руководством губернатора, рассматривался ход выполнения в регионе в 2018 году федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», инициированного Президентом РФ Владимиром Путиным.
16.05.2018
Поддержка семей с детьми
С 2018 года, согласно указу Президента РФ Владимира Путина, в России объявлено Десятилетие детства. Основными направлениями деятельности в этот период становится еще более активная поддержка материнства и детства, повышенное внимание демографии.
18.04.2018
Скоро переедут в новые квартиры
В нашей области успешно решается задача обеспечения доступным и комфортным жильем, поставленная перед регионами Президентом В. Путиным. Благодаря господдержке свои жилищные проблемы решают граждане льготных категорий, в том числе молодые семьи.

Внимание
конкурсы


В этом году Горшеченский район будет отмечать свое 90-летие. Редакция газеты «Маяк» проводит творческие конкурсы, посвященные юбилею района, и приглашает всех его жителей и уроженцев стать их участниками. 

Перейти в раздел»


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

Березово от основания до наших дней

 Рубрика «Точка на карте» продолжает свое путешествие по малым поселениям Горшеченского района, чтобы узнать истории их возникновения, обычаи и традиции. В этот раз рассказ пойдет о селе Березово и деревне Петровка, которые расположены от райцентра Горшечное примерно в 25 километрах и входят в Сосновский сельский совет. Одно селение от другого отделяет речка Убля, но говорить о них порознь не получится. Березово и Петровка - это две половинки единого целого. Некогда они считались одним поселением. 

Здесь немного жителей, практически нетронутая природа, полное отсутствие городского шума и загазованности. С одной стороны селений - лес, с другой - поля. Жизнь несуетна и размеренна, тишину и спокойствие нарушает лишь собачий лай и птичий щебет.
Из глубин прошлого
Известно, что Березово было основано примерно в 1740 году. Название селение получило по березовым лескам. Позже Березово окружили деревеньки и хутора, которые населяли крепостные крестьяне мелких помещиков: Измалковых, Редкиных, Нагибиных, Ададуровых, Жиленковых, Андреевых, Силентьевых. Само село основали однодворцы (позднее ставшие государственными крестьянами) - выходцы из Рыльского уезда Курской губернии и Землянского уезда Воронежской губернии. В общем-то, люди местные.
А по помещичьим селеньицам можно было учить географию тогдашней России. В Кореневке, Колодезе, Штуцеровке, Петровском, Решетовке (Александровке) жили уроженцы Нижегород-ской, Тверской, Калужской и даже Томской губерний.
В 1782 году в поселении началось строительство каменного храма, закончилось оно лишь к 1806 году. Историк Федор Поликарпов пишет: «По преданию, сохранившемуся между прихожанами, храм строил москов-ский купец Кочергин. Вместо денег за постройку церкви он согласился взять в аренду пустопорожнюю землю в десяти верстах от села. В виду того, что аренда эта была выгодна Кочергину, он затянул постройку храма на 20 лет и по окончании постройки не согласился возвратить землю крестьянам. Начался суд. Земля была признана казенной и объявлена свободной для заселения».
В 1789 году в новостроящейся церкви был отделан и освящен придел во имя Ахтырской иконы Божией Матери, в котором и отправлялось богослужение, пока не была отстроена «настоящая». В конце 1806 года храм был освящен.
В 1872 году настоятелем храма стал отец Димитрий Григорьевич Жданов. В Березовской церковной летописи он описывает: «Местность, занимаемая Березовом, изобиловала лесами, которые прямо-таки «кишели» воровскими людьми. Сохранилось воспоминание в виде названий лесов и яружек о разбойничьих шайках Панкина, атамана Гузея (лес «Гузеевка»), Абрама («Абрамова яружка») и Воронежской шайке. Местные помещики пригласили на помощь себе против разбойников солдат. Почувствовав свою силу, эти последние, ловя разбойников, начали и сами чинить всякие насилия мирным березовским поселенцам и оставили по себе еще худшую память, чем сами разбойники».
Конокрады из Решетовки
Есть в описании Поликарпова и отдельный рассказ о жителях одной из деревень, входивших в березовский приход - Решетовке. Не упустим случая и его привести:
«О происхождении названия Решетовки известно следующее. Владелец этой деревни, называвшейся Александровкой, Самбур-ский, перевел сюда на жительство четыре двора крепостных, взятых им за женой - помещицей Решетовой, живших до того времени в с. Ксизове Задонского уезда. С этого времени Александровка и стала называться Решетовкой. Новые насельники занесли в Александровку свое исконное ремесло - конокрадство, которому с успехом обучили своих соседей. С тех пор конокрадство сделалось исключительным занятием решетовцев и прославило их, благодаря необыкновенному искусству, с которым решетовцы уводили лошадей далеко за пределами Воронежской губернии. Название «решетовец», как синоним ловкого конокрада, сделалось в уезде отрицательным»…
Но о прихожанах березовского храма распространялась не только дурная слава. Очень гордились березовцы своей церковно-приходской школой, которую в апреле 1885 года посетил викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Макарий (Троицкий). Преосвященный гость оставил на списке учеников такую памятную запись: «Посетил и именем Божиим благословил первую в епархии церковно-приходскую школу».
При храме Ахтырской иконы Божьей Матери она была открыта в 1884 году. Это было знаменательное событие в истории села. Время донесло имена первых учителей. Ими были дети настоятеля храма, отца Димитрия - Петр Дмитриевич, Софья Дмитриевна и Анна Дмитриевна Ждановы.
Открытие церковно-приход-ской школы дало толчок развитию культуры и образования. Учебное заведение просуществовало до Гражданской войны.
Через некоторое время после установления в селении совет-ской власти была образована Березовская 7-летняя школа.
Виток времени, и мы переносимся в трудные годы военного лихолетья. Тогда на 6 месяцев оккупации деятельность Березовской школы была приостановлена. В годы войны Березово почти полностью было сожжено и разрушено. С освобождением села занятия в школе возобновились.
После войны в селе построят 9-летку, потом ее преобразуют в неполную среднюю школу. В 1988 году возведут уже более современное здание. 28 лет руководила школой Н.В. Горожанкина. Работали здесь также А.К. Евтехова, А.Ф. Иванникова, А.П. Полякова, М.Т. Попова.
Много выпускников Березовской школы посвятили себя учительской профессии. В числе их Г.И. Усманова, А.Н. Вислогузов, Л.М. Шаталова, М.В. Проскурина, Н.М. Шаталова, Е.А. Масалова, Р.С. Воробьева, С.Л Кухарева, А.П. Полякова, В.В. Масалова, С.П. Попова, Е.В. Коротких.
В 2017 году, когда школу посещали 12 ребятишек, ее закрыли. Дети из села Березово и деревень Петровка и Березово-Колодезь теперь учатся в Сосновской СОШ, туда же перешли на работу и учителя.
Средоточие жизни
Известно, что в 1904 году к приходу Покровской церкви села Березово относились 189 дворов, в которых проживало 1 464 человека. В начале 1930-х годов здесь жили более тысячи человек. Люд успешно трудился в колхозе, в леспромхозе. Березово и близлежащие к нему населенные пункты расширялись в стремлении к светлому будущему. По деревенским улицам сновала беспокойная детвора, играя в лапту и салки, по вечерам на лавочках у домов собирались «кумушки с кумовьями», обсуждая местные новости.
Сегодня в Березово насчитывается 39 домовладений, где проживает порядка 70 человек. В Петровке усадеб чуть меньше - 36, а вот число жителей примерно такое же.
В обоих селениях, как и везде, есть свой центр. В Березово средоточие жизни - это храм Ахтырской иконы Божьей Матери, который сравнительно недавно построили нынешние жители и уроженцы здешних мест на свои пожертвования. Недалеко расположена братская могила, в которой захоронено 149 воинов, погибших в 43-м в этих местах.
В Петровке центр - это сельский дом культуры и здание школы, куда переведены медпункт, библиотека и отделение «Почты России». И пусть под одной крышей собралось сразу несколько организаций, местные жители все равно, общаясь между собой, говорят: «Пошли в школу». В ФАПе врачует селян на протяжении нескольких десятков лет Валентина Павловна Рязанцева. Спешит на вызов и днем, и ночью. В свое время на этом месте она сменила свою маму Нину Алексеевну Безгину. За бесперебойную почтовую связь отвечает В.И. Солодова. Жажду общения утоляют в сельской библиотеке, здесь работает В.С. Ползикова. За культурно-развлекательные мероприятия отвечает О.З. Касталанов, который возглавляет Березовский Дом культуры. У каждого из вышеназванных селян большой трудовой путь за плечами, причем на одном месте.
Березово и Петровку забытой глубинкой не назовешь. До села и деревни проложена асфальтированная дорога. В 2013-м в селения пришло «голубое топливо». В этот же год открыли и автобусное сообщение. Есть стационарная и мобильная телефонная связь, а необходимость в покупках здесь утоляют два магазина: ПО «Горшеченское» и частный «Василек».
От жажды местным не дает умереть водонапорная башня и водопровод. Течи, правда, случаются, все-таки водная артерия строилась еще в 70-х годах прошлого века. Поломки стараются быстро устранять, а заодно и пекутся о том, чтобы их населенный пункт вошел в государственную программу, в рамках которой получилось бы построить новый водопровод.
Красивой земле
и люди подстать
Конечно, всех жителей назвать не получится, за что прошу извинить. Прогуливаясь по улицам, мы познакомились с Николаем Ивановичем Ползиковым. Вся его жизнь неразрывна с Петровкой. Здесь родился, вырос, создал семью, работал.
- Из деревни «отлучался» только на срочную службу, был штурмовиком водных преград, - смеясь, говорит Николай Иванович.
Он больше 40 лет проработал в колхозе водителем. С супругой воспитал сына и дочь. У них уже давно свои семьи. Гордость и радость Н.И. Ползикова - это четверо внуков и трое правнуков. Огорчается, что уже нет жены.
Его сосед тоже Ползиков, но только Алексей Дмитриевич. Тоже живет один, супруга умерла. Он также предан родной деревне. После окончания Нижнедевицкого ветеринарного техникума вернулся в родные пенаты. Проработал ветеринаром более 40 лет. А.Д. Ползиков - отец двух дочерей и дедушка трех внуков. Несмотря на почтенные годы, держится бодро и смотрит на жизнь с оптимизмом. Имеет свое ЛПХ. В хозяйстве есть корова, лошадь, домашняя птица
- Пока ноги ходят - буду держать скотину, - говорит он.
Л. ГОНЧАРОВА.
Продолжение в следующем номере.
(В создании публикации использовались материалы, предоставленные супругами И.Н. и Г.И. Усмановыми, библиотекарем В.С. Ползиковой, настоятелем Покровского храма с. Кунье В. Русиным).