+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

25.04.2024
«Сад Памяти» в Горшечном
В Курской области с 15 апреля по 15 мая проходит эколого-патриотическая акция «Сад Памяти», главная цель которой - увековечить память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Сохранение и восстановление лесов - одна из приоритетных задач национального проекта «Экология», инициированного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
22.04.2024
Сезон дорожных работ
В Курской области начался дорожный сезон. Текущее состояние дорог и участки, которым необходимо уделить особое внимание в ходе ремонтных работ, обсудили на совещании, которое провел губернатор Роман Старовойт.
19.04.2024
По «Пушкинской карте»
В Горшеченском РДТ прошла концертная программа артистов Курской филармонии. Ее зрителями стали  горшеченские школьники.  Благодаря «Пушкинской карте»  посмотреть  выступления курских артистов они смогли бесплатно. 


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

 

Безопасность на воде

Беспечность может стоить жизни

 

 

В застенках концлагерей: как это было

В годы Великой Отечественной войны миллионы советских граждан стали узниками фашистских концлагерей. Среди них немало было и жителей нашего района.  Кто-то попал в плен, а потом в концлагерь, кто-то был угнан на  каторжные работы в Германию. Зачастую их судьба оказывалась печальна. Многие не вернулись домой, погибнув в фашистской неволе.

Восставшие в Бухенвальде

11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата связана с вооруженным восстанием  в Бухенвальде, в результате которого узники концлагеря добились свободы.

Во многом это стало возможно благодаря сплоченной работе многонациональной подпольной организации сопротивления. Одним из его руководителей был наш земляк,  бывший учитель истории Солдатской школы Степан Михайлович Бакланов.

Он попал в плен в самом начале войны и прошел несколько концлагерей, прежде чем попасть в Бухенвальд. В этом лагере врачами-эсесовцами проводились опыты над людьми: их оперировали без наркоза, проверяли на способность выдерживать низкое атмосферное давление и другое. Но основной задачей было обеспечить дешевой рабочей силой военно-промышленные предприятия. Поэтому рабочие команды были сравнительно стабильными, и именно они начали организацию движения сопротивления. Степан Михайлович отвечал в нем за военный сектор, который обеспечивал оружие, необходимое для восстания. Узники организовали изготовление ручных гранат, сборку пистолетов из деталей, которые тайком приносили в лагерь заключенные, работавшие в цехах завода «Густловверке». Оружие  прятали в тайники, одновременно с этим формируя подпольные бригады военнопленных.

 План восстания  был с успехом осуществлен 11 апреля  1945 года, хотя накануне немцы отправили из лагеря многих руководителей сопротивления, среди которых был и С.М. Бакланов. Подпольщикам удалось на ходу выпрыгнуть из поезда и, добравшись до Чехословакии, примкнуть к одному из чешских партизанских отрядов. За подпольную деятельность в Бухенвальде Степан Михайлович был награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью «Борец против фашизма».

Угнанные в Германию

Среди горшеченцев - узников фашистских концлагерей - было немало тех, кто был угнан на работы в Германию. За время немецкой оккупации 105 юношей и девушек были отправлены туда на каторжный труд.

Не всем довелось вернуться домой. Тяготы, пережитые во время войны, у многих сказались на здоровье. Да и годы уже, к сожалению, берут свое. Сейчас на территории района осталось только двое из них - жительницы села Ясенки Татьяна Яковлевна Лазарева и Татьяна Емельяновна Сукманова.

В разные годы наша районная газета рассказывала о судьбах многих узников концлагерей.

Анне Ивановне Черных  в то  время было 17 лет. Она вспоминала, как жили за колючей проволокой. На работы их будили в шесть утра, и приходилось заниматься изнурительным трудом до 8 вечера на заводе. Многие мастера часто били девушек за малейшие провинности.

Кормили их баландой, сделанной из капусты и брюквы, очень редко давали по три-четыре картофелины на человека, это считалось  чуть ли не праздником. Из-за тяжелого труда и такого питания все были очень слабыми. Так продолжалось два с половиной года.

…В один из дней началась бомбежка завода. Было страшно от того, что творилось вокруг. Только успели выбежать из цеха, как туда попала бомба. Там, в цеху, погибли ее подруги. Следующий раз их бомбили ночью, Анна Ивановна и еще несколько узниц успели спрятаться в подвале. Утром было страшно смотреть, сколько вокруг было убитых и раненых.

После бомбежки завода немцы перестали обращать внимание на своих работников в лагере, и узники выживали, кто как мог. Когда пришли войска союзников, их передали представителям советского военного командования. Радовались, что страшные, казавшиеся нескончаемыми муки наконец-то закончились.

Шварценбах -  город, в котором в концлагере оказалась Татьяна Ивановна Хаустова. Ей тоже пришлось трудиться на военном заводе, кормили так же плохо - похлебкой из полугнилой брюквы и прелой картошки, наказывали сильно за все. Было одно желание - быстрее отработать и вернуться в барак, где дадут пустую похлебку и хотя бы несколько часов сна. Освободили их американские войска в апреле 1945 года.

Антонина Тимофеевна Нестерова могла и не попасть по возрасту (ей было всего 16 лет) на каторжные работы в Германию. В селе Кулевка, откуда она родом, заправлял староста, перешедший на сторону врага. Когда немцы стали собирать молодых селян для отправки в Германию, он потребовал валенки и литр самогона за то, чтобы ее не отправлять. Но мать Антонины Тимофеевны в одиночку растила четырех детей, и требуемого у нее просто не было. Поэтому староста внес Тоню в список.

После долгой и тяжелой дороги она  оказалась под Нюрнбергом, где трудилась на заводе по 12-14 часов. Тяжело было, обносилась одежда, в которой они были, развалилась обувь. Приходилось что-то придумывать, и одним из способов стало привязывание тряпками к ногам деревянной подошвы. Ходить в такой обувке было очень холодно, но другого выбора у узников не было.

Но самое страшное было впереди: после наступления советских войск их перебросили в глубь страны. Они оказались под открытым небом, вокруг была колючая проволока и вышки с часовыми. Кормить практически перестали. Тех, кто был поздоровей и посильней, местные жители забирали на день для работы по хозяйству, там они и  кормились.

Антонину Тимофеевну, слабенькую и худенькую, на работу не брали. Сначала выжить ей помогал односельчанин, принося немного еды. А потом ее спасла маленькая немецкая девочка. Дочка немецкого переводчика увидела, как Антонина Тимофеевна, спасаясь от голода, рвала одуванчики за оградой, просовывая руку через колючую проволоку. Венок, сплетенный для этой девочки, послужил началом не только их дружбы, но и спасения нашей землячки.

Мать девочки помогла юной Антонине попасть на работу в немецкую семью, где она ухаживала за домашними животными. Хоть работа была знакомой, но было тяжело, так как организм был истощен. Но хозяева давали одежду, кормили. Когда немцы отступали, то расстреляли многих, кто находился в том самом лагере - простых мирных людей, угнанных в рабство.

Таких историй много не только в нашем районе. Сколько людей пострадало, погибло в страшных фашистских  концлагерях… Об этом нельзя забывать, сколько бы лет не прошло с той поры.

К. БОБРЫШЕВА.