Законодательные аспекты доступа к водным объектам
«Наступила жара, а искупаться в Горшеченском районе негде. Был раньше хороший пляж на пруду в Солдатском. И отдыхали там семьями, и рыбу ловили. Сейчас не искупаешься - здесь арендаторы занимаются разведением рыбы. А законно ли это, что, не спрашивая жителей, в обход местных и районных властей, пруд отдали в аренду, потому что он вроде в федеральной собственности. И что теперь? Даже подойти к нему нельзя?»
Разъяснение по этому вопросу дает прокуратура Горшеченского района, куда мы переадресовали вопросы подписчиков:
В соответствии с Водным кодексом РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Ограничение этого права может быть установлено только по основаниям, предусмотренным федеральными законами. Одно из таких оснований - предоставление водного объекта в обособленное водопользование для целей аквакультуры.
Для осуществления пастбищной и индустриальной аквакультуры формируются рыбоводные участки. Пользование рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договору. Рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, право собственности на которые возникает в соответствии с гражданским законодательством при осуществлении пастбищной аквакультуры (рыбоводства).
Исходя из вышеуказанных норм, рыбоводный участок не может являться местом общего пользования, осуществление любительского и спортивного рыболовства в его границах может осуществляться только с согласия его пользователя.
С учетом требований Ветеринарных правил содержания рыб и иных водных животных в искусственно созданной среде обитания в целях их разведения, выращивания, реализации и акклиматизации (утвержденных приказом Минсельхоза России от 23.12.2020 № 782), на головные, выростные, маточные и карантинные пруды воспрещается выгул водоплавающей птицы. На иных категориях рыбоводных участков есть ограничения по норме посадки водоплавающей птицы на гектар водного зеркала (не более 250 голов).
При этом, указанные ограничения не распространяются на доступ граждан к береговой полосе водного объекта.
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в обособленное водопользование для целей аквакультуры на конкурсной основе, по итогам аукционов, проводимых территориальными органами Росрыболовства. Есть такие водные объекты и на территории района, например, в селах Знаменка и Солдатское.
Что касается купания, то оно возможно только в специально предусмотренных для этого местах. Ранее данные вопросы регулировались законодательством субъектов федерации, с 01.09.2025 вступает в силу Федеральный закон от 03.02.2025 № 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах» в соответствии с требованиями которого пляж организовывается в установленных органами местного самоуправления местах после проведения водолазного обследования и очистки дна водного объекта, отведенного для купания, на глубине до 2 метров в границах зоны купания, обеспечения наличия действующего спасательного поста, установки буйкового ограждения зоны купания, отдельной зоны купания для детей и установки знаков предупреждения и безопасности.
Таким образом, пляж не может быть организован стихийно на любом понравившемся водном объекте, в том числе, его собственником или арендатором, а должен быть подобран и подготовлен местной администрацией.
На сегодня в Горшеченском районе организованных мест для купания населения не предусмотрено.