Вековой юбилей
14 сентября жительница деревни Максимовка Надежда Ивановна Михайлова отмечала солидный юбилей - сто лет! Большая цифра, за которой насыщенная, порой непростая, но достойная жизнь.
За целый век пройдено немало, Надежда Ивановна стала свидетелем и непосредственным участником важных исторических событий: на ее долю выпали тяготы Великой Отечественной войны, оккупация района, последующее восстановление сельского хозяйства, серьезные государственные перемены. Немало пришлось испытать. Но Надежда Ивановна всегда с верой в лучшее глядела в будущее. И сейчас, несмотря на столь почтенный возраст, она по-прежнему не теряет оптимизма.
Родилась долгожительница в селе Роговое, однако еще в раннем детстве оказалась в Максимовке. Когда девочке исполнилось полтора года, умерла ее мама. Отец позже женился второй раз и вместе с маленькой дочкой перебрался в деревню, где жила его супруга. Как вспоминает Надежда Ивановна, мачеха была хорошей и доброй женщиной, и именно она ее вырастила и научила всему, что знала сама.
После окончания семи классов девушка поступила учиться на страхового агента, а после пришла на работу в местный колхоз, носивший тогда название «Красная деревня» (позже его несколько раз переименовывали). Энергичная и бойкая девушка не страшилась никакой работы и всегда трудилась на славу, и на поле, и в животноводстве стремилась преуспеть. Пройдя трехмесячные курсы, она освоила трактор и ловко начала работать на нем.
Тяжело пришлось в годы Великой Отечественной войны и период оккупации. Немцы вводили свой порядок, угоняли скот, забирая последнее у жителей, оставляя их без пропитания.
- Когда немцы подходили к Быково, стало ясно, что скоро они придут и к нам. Надо было спасать все, что можно… Тогда мы с подружками ночью перегнали тракторы подальше, чтобы врагам не досталась так нужная нам техника, - рассказывает Надежда Ивановна. - И все у нас получилось… Да только когда вернулась назад, увидела, что дома-то и нет больше: наша хата сгорела, и у других тоже пылали… Остались мы тогда без крова.
Порой приходилось работать под дулами немецких автоматов: цепами молотили зерно, выполняли другие задачи по сельскому хозяйству. А все продукты немцы отбирали…
Но и когда захватчиков прогнали с горшеченской земли, приходилось трудно. После оккупации именно на плечи женщин легло восстановление разрушенного села и дальнейшая работа в сельском хозяйстве. Надежда Ивановна на тракторе пахала землю, участвовала в сборе урожая, выполняла любую порученную работу.
В 1946 году вышла замуж за местного парня-тракториста, вскоре появились и дети: дочери Валентина и Нина, сын Анатолий (сейчас его, к сожалению, уже нет). Несмотря на трудности, она успевала во всем и дома, и на работе. Надежда Ивановна смело бралась за любое дело, все в ее руках спорилось: и свекловичницей была, и штурвальным на комбайне, и телятницей, подменяла доярок, стригла овец… Без малого 10 лет трудилась в колхозной бане, кормила механизаторов в столовой… «Где нужна была, туда и ходила, там и работала, не отказывалась», - по-простому говорит Надежда Ивановна.
Труженицу высоко ценили в колхозе за отличную работу и активную жизненную позицию. Неоднократно ее награждали поездками в санатории, грамотами, благодарностями. Она ветеран труда, отмечена памятными наградами: медалями «Труженик тыла», «За долголетний добросовестный труд», юбилейными медалями Великой Отечественной войны.
Но помимо работы в колхозе, немало забот было и дома: семья, дети, огород (а он тогда был не менее 50 соток), большое домашнее хозяйство. Михайловы держали коров, лошадей, свиней, овец, птицу. Причем, и после выхода на пенсию, вплоть до 80 лет. Лишь когда супруг умер, Надежда Ивановна постепенно сократила домашнюю живность.
А еще приходилось заботиться о тепле в зимнюю стужу. Ни газа, ни угля тогда не было, топили дровами, торфом, которые заготавливали всей семьей.
День начинался уже в пять часов: до работы требовалось успеть накормить и напоить всех животных, разобраться с утренними делами дома, а к восьми спешили на работу. А когда приходилось заменять доярок, Надежда Ивановна вставала и отправлялась на ферму намного раньше. Нужно было не только успеть подоить колхозных буренок, но и накормить, напоить всех. На это уходило немало времени и сил.
- Сейчас с техникой все стало проще, - замечает в разговоре Надежда Ивановна. - Многое в мире поменялось с тех пор, как мы трудились, в сельском хозяйстве в том числе.
В свободное время она тоже не сидела сложа руки, вязала для всей семьи носки, варежки, шапки, свитера и многое другое, шила, вышивала вечерами. Как только на все хватало сил.
Даже сейчас, будучи в почтенном возрасте, Надежда Ивановна не унывает и находит себе посильные занятия: старается каждый день гулять на улице, не пропускает новости, очень интересуется происходящим в мире, стране и у нас в районе. Она давняя читательница нашей газеты, и всегда ждет очередной выпуск с нетерпением.
Большая семья Надежды Ивановны не оставляет ее и всегда по возможности рядом. Каждый день с ней дочь Нина, старшая Валентина живет в Губкине, но всегда на связи.
Фактически каждые выходные бабушка встречает гостей: родные любят ее и стараются приезжать к ней как можно чаще. А когда не получается - всегда позвонят, поинтересуются здоровьем, делами, новостями... У Надежды Ивановны уже есть не только внуки и правнуки, но даже и праправнуки! Все они живут сравнительно неподалеку: в Горшечном, Старом Осколе, Губкине, Курске, среди них есть представители разных профессий. На праздники члены большой семьи часто приезжают к ней, и столетний юбилей тому уж точно не исключение. И в сам день рождения, и на выходные после него бабушку, прабабушку и прапрабабушку планируют поздравить все родные, и Надежда Ивановна очень ждет их у себя.
К. БОБРЫШЕВА.