Ученик -педагог-наставник
Нынешний год объявлен в России Годом педагога и наставника. Это отличная возможность выразить благодарность тем, кто отдает свое время и силы детям, молодежи, нашему будущему.
С сентября 2021 года в Горшеченской школе имени Н.И. Жиронкина в рамках национального проекта «Образование» внедрена целевая модель наставничества. Это проект, благодаря которому можно максимально раскрыть свои таланты и способности с помощью поддержки мудрых и опытных педагогов. Наша школа является региональной опорной площадкой для реализации этих целей.
В школе имени Н.И. Жиронкина целевая модель наставничества реализуется в двух формах: модель «педагог-педагог», при которой старшие учителя помогают освоиться на первом месте работы молодым специалистам и сделать первые шаги в профессии, и «педагог-ученик», где учитель играет роль руководителя, наставника для своего ученика, направляя в развитии способностей и талантов.
- Но надо сказать, что задолго до начала работы этой целевой модели у нас в школе было развито наставничество, - отмечает заместитель директора по воспитательной работе Марина Лагутина. - Теперь оно получило свое дальнейшее развитие.
Сейчас каждому специалисту, который впервые приходит работать в школу, назначают наставника из числа опытных учителей. Их помощь может быть разной: это передача опыта в проведении уроков, составлении плана, методики преподавания предмета, ведении документации и многом другом… Важна и психологическая поддержка. Молодые специалисты сейчас более креативные, и это большой плюс. Наставники подсказывают, как направить эту энергию в правильное русло, организовать образовательный процесс с наибольшей пользой. Школа также оказывает большую помощь им при участии в конкурсах: часто выдвигают молодых работников и дают им возможность проявить себя.
На данный момент есть несколько примеров такого педагогического наставничества. Так, Владимир Насонов является наставником для молодого специалиста Дмитрия Матусова.
Вместе они в рамках работы программы дополнительного образования «Успех каждого ребенка» занимаются с детьми по направлению «Ориентирование. Развитие навыков разведки». Владимир Петрович передает опыт молодому педагогу, нередко приглашает для этого на свои занятия, а также дает подсказки, как организовать их интересно и с пользой. Второй год учитель физкультуры Алексей Гребенкин является наставником для Александра Шатохина. Несмотря на то, что у Алексея Андреевича у самого опыт работы небольшой - более пяти лет, но он уже сейчас с успехом помогает освоиться в профессии. Огромную поддержку молодым специалистам оказывает руководитель Центра образования «Точка роста» Елена Быкова: она не только наставляет и подсказывает, но и дает возможность привнести свои идеи и реализовать их.
Наставничество «педагог-ученик» подразумевает, что педагог оказывает помощь школьнику в различных вопросах. Учитель, видя в ребенке определенные способности, склонности и таланты, направляет школьника на их дальнейшее развитие, помогает поверить в себя и свои силы. К примеру, ребенок плохо справляется с математикой, но при этом у него отлично идут гуманитарные науки - значит, в таком случае важно поддерживать в нем интерес к этим предметам, помогать и давать ему возможность развиваться именно в данном направлении. Так, педагог Ирина Бобкова наставляет учеников в подготовке индивидуальных итоговых проектов в конце 9 и 11 классов, темы которых ребята выбирают, во многом исходя из своих интересов. Также Ирина Александровна выступала в качестве наставника для девятиклассницы Ольги Латорцевой при подготовке проекта для участия во всероссийском конкурсе «Большая перемена», в котором ученица стала полуфиналисткой и ездила в Москву на следующий этап.
В декабре прошлого года в Курске проходил II форум «Наставничество в образовании», на котором рассказывали, как реализуется эта целевая модель в нашей области. В частности, кроме моделей «педагог-педагог» и «педагог-ученик» существуют еще и другие, и некоторые из них можно было бы реализовать и в нашем районе.
- Отличной возможностью стало бы появление целевой модели «работодатель-ученик», чтобы ребята, заинтересовавшиеся определенной специальностью, больше узнали о ней на практике. Работодатели же, выступив в роли наставников, смогли бы решить кадровые проблемы, - говорит Марина Сергеевна. - Сейчас у нас подобная работа уже ведется, работают аграрный и инженерный классы, но хотелось бы развиваться и в других направлениях.