Полеты в мечтах и наяву
Бывает много увлечений, которые определяют наш жизненный путь. Для кого-то хобби - это несколько часов жизни «для себя», занятие любимым делом после долгого рабочего дня или по выходным. У других они порой, как уголек, тлеют и превращаются в пылающий костер, заставляя двигаться навстречу мечте.
Вот и юный житель поселка Горшечное Алексей Дьячок с детства хотел стать летчиком, «обнимать небо». Пять лет назад он в школе № 55, где учился (семья тогда жила в городе Курске) записался в авиамодельный кружок. Здесь ребят учили азам аэродинамики, прививая инженерное мышление, а еще обучали своими руками «давать жизнь» самолету.
- Наш руководитель Виктор Александрович Поздеев так увлек авиамодельным творчеством, что я твердо решил выбрать профессию авиатехника, - говорит Алексей.
Как рассказал в беседе наш герой, в основном, модели делят на свободно летающие - это планеры, кордовые - те, что оснащены мотором, и радиоуправляемые. Какой класс моделей не выбери, он сложен и интересен по-своему. Труднее, конечно же, приходится с радиоуправляемыми агрегатами. Неверное движение в пилотировании или «халтура» в конструкции - модель сломается при взлете или посадке. Все происходит как в настоящих самолетах. Но начинают все моделисты с простых планеров. Их называют «комнатные самолеты», и запускают только в помещениях при закрытых окнах и дверях. Так Алексей свою первую модель сделал из бумаги. Потом последовали работы из пеноплекса. Первым серьезным планером он считает свою четвертую модель, которую назвал «Аист». В полете та могла находиться 4 минуты, и это притом, что для большинства авиамоделистов 2 минуты 40 секунд «в небе» - это, считай, победа на соревнованиях. Над ней юноша работал почти 3 года. К сожалению, выйти на старт с «аистом» не получилось. Накануне состязаний во время тренировочного полета он улетел и потерялся.
- Больше всего мне нравились «бойцовские» модели - они самые скоростные. Их соревнования особенно зрелищные. К хвосту таких самолетов привязываются ленты, и устраивается бой в открытом поле. Побеждает тот, кто отрубил больше лент с модели соперника, - замечает юный авиамоделист. На таких состязаниях очень круто выступал наш тренер. Помню, однажды он залил в бак больше нормы бензин. «Бой» уже закончился, а самолет никак не остановить, пока топливо все не сгорит. Наш тренер поступил мастерски, вывел модель за поле и направил его в кусты. Таким манером самолет удачно посадил, не разбив его.
Что такое участие в соревнованиях, вкус побед и горечь поражений знакомо и самому Алексею. В копилке его достижений победы в Чемпионатах Курской области по авиамоделям, летающим в закрытых помещениях (II и III места), областных авиамодельных соревнованиях (I и III места), в фестивале Курской области по авиационным моделям самолетов (I место) и других.
Кстати, Алексей Дьячок и в своем творческом проекте выпускника 9-го класса изготовил уменьшенную копию настоящего самолета ЯК-3. Остановился на этой модели не случайно. У него сохранился чертеж, который некогда сделал сам. Материалы выбрал самые легкие и доступные по цене - строительный пенопласт и потолочную плитку. Трудился над конструкцией на протяжении всего учебного года. Выпиливал элементы с точностью до миллиметра. Работа ювелирная. Говорит, все должно быть ровно, без зазубрин, по чертежу.
А вообще своей памятной моделью называет ЯК-12А. Во время соревнований он много раз разбивался, но после ремонта, словно птица феникс, вновь выходил на старт. Любимой же у него является кордовая модель на электромоторе «Фокер-триплан». Она и еще планер «Ласточка» принесли ему первые и вторые места на областных состязаниях. А там, между прочим, всегда было не менее 300 участников.
К слову, помимо авиамоделей Алексей с удовольствием мастерит копии моделей оружия из дерева - ножи, пистолеты (револьверы R-8, USP-S), томагавк и другие.
В ближайших планах юного конструктора получение высшего образования. Алексей подал документы этим летом в Рыльский авиационный технический колледж на факультет «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования». После хочет продолжить обучение в институте.
Думается, что такая настойчивость и упорство в воплощении мечты, как раз и есть та самая черта настоящего пытливого изобретателя. И мы не сомневаемся, что в будущем он добьется немалых успехов в авиамоделировании.
Л. ГОНЧАРОВА.