Плохих детей не бывает. Есть дети, которым плохо…
В последние несколько лет увеличение числа самоубийств среди подростков и юношей вызывает серьезные опасения. Около 2500 несовершеннолетних ежегодно добровольно расстаются с жизнью. На каждый завершенный суицид у подростков приходится около 100 суицидальных попыток. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество суицидов среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в два раза и во многих экономически развитых странах стоит на 2-3-м месте.
До 5 лет суицидальное поведение у детей практически не встречается. У младших школьников, в основном после 9 лет, уже наблюдаются суицидальные тенденции. Суицидальная активность резко возрастает с 14-15-летнего возраста, достигая максимума в возрасте 16-19-летних. В возрастной группе 15-19 лет суициды у юношей в сравнении с суицидами у девушек численно преобладают примерно в 4 раза. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет более 12,5% от общего числа умерших от неестественных причин.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
- внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
- фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;
- активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким);
- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное), например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств; Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;
- стойкая тяга к прослушиванию грустной, порой похоронной, музыки и песен;
- написание «записок-завещаний»;
- необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, антисоциальное, несвойственное;
- самоповреждения (нанесение порезов, царапин, прижиганий, уколов на тело, в более младшем возрасте отказы от еды, выход раздетым на улицу в холодное время года с целью заболеть и умереть);
- резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, приводит дела в порядок, отдаляется от друзей);
- употребление спиртного и/или наркотических средств;
- избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
- безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
- внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
- внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям, резкое снижение успеваемости в школе.