+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Стратегия
президента

12.02.2021
Ничто успехам не помеха
В районе продолжается реализация проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Одной из его целей является обеспечение качественным и доступным дополнительным образованием обучающихся.
30.12.2020
В новом году новый компьютерный томограф
В новом году в Горшеченской центральной районной больнице начнет свою работу новый компьютерный томограф. Он был получен в рамках реализации нацпроекта «Здравоохранение».
26.12.2020
Новая жизнь сельского дома культуры
К новому году Новомелавский сельский дом культуры порадует своим новым обликом, по сути отметит свой второй день рождения. На прошлой неделе здесь завершился капитальный ремонт. Работы по восстановлению заведения проводились по программе «Капитальный ремонт сельских учреждений культуры» в рамках реализации регионального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура». Средства на эти цели в размере более 1800 тысяч рублей были выделены из федерального, областного и местного бюджетов.


РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»


Наш адрес: 306800

Курская область,

пгт. Горшечное,

ул. Мира 6 - а.


Главный редактор: 

(47133) 2-17-83.


Прием рекламы: (47133)

2-19-36, 2-19-37.


Электронная почта: 

g-mayak@yandex.ru


Мы в соцсетях

«Одноклассники»

«В контакте»

От коней до музея

Ковбой с мустангом, три богатыря, тачанка с пулеметом, боевая коляска римлян… Как вы думаете, где все это можно встретить в одном месте? Подскажем - в нашем Горшеченском районе! Да и не только это. В коллекции Виктора Зиновьева из села Старое Роговое 17 лошадей в 10 разнообразных модельных композициях. И все они - сделаны его умелыми руками. Из обычной фанеры и подручных материалов. Хотя, глядя на них, в это верится с трудом: настолько красиво и необычно смотрятся работы мастера.

К этому увлечению Виктор Дмитриевич пришел лет десять назад. Как рассказывает он сам, сначала просто захотелось сделать фигуру лошади.
- С детства люблю коней. Раньше их в своем хозяйстве держали, так для меня ухаживать за ними было удовольствием. До сих пор храню уздечку, хомуты, вожжи, седла…
Фанеру, как материал для будущей поделки, выбрал неслучайно: хорошо поддается обработке и стоит недорого. Сначала вырезанные макеты лошадей украшал, выжигая, потом стал раскрашивать красками. Это оказалось не менее красиво, да и быстрее. Впрочем, гораздо больше времени уходило не на создание модели, а на ее украшение. Упряжь для лошадей делал из подручных средств, в ход шли кожаные обувь, сумки и украшения с них.
- Всегда стараюсь, чтобы работы, хоть они и в небольшом размере, соответствовали действительности, - рассказывает Виктор Дмитриевич. - Если это касается самих лошадей, то прежде чем делать модель - внимательно изучаю вид и особенности каждой породы. Еще больше тонкостей в их «обмундировании». К примеру, изрядно пришлось повозиться, когда делал римскую колесницу: как она выглядела изучал, подручные материалы приспосабливал. На одни шипы на колесах несколько недель ушло, а в целом ее около трех лет делал. В свободное время, конечно.
Это была одна из самых долгих и сложных работ мастера. А вообще на поделку уходит от двух-трех месяцев до года. Не всегда то, что нужно, находится сразу и это тормозит всю работу. Однажды Виктор Дмитриевич долго искал необходимое украшение и … случайно увидел его на сумке женщины.
- Было прямо то, что мне нужно, - смеясь, вспоминает Виктор Дмитриевич. - Поэтому остановил ее и попытался объяснить. Не знаю уж, что она сначала подумала, но когда рассказал, зачем мне украшение с ее сумки, заинтересовалась. Пришлось в обмен даже делать для ее ребенка модель лошади из целого листа фанеры.
Точность в деталях - одна из особенностей работ Зиновьева. Когда, к примеру, речь шла о тачанке - воссоздавал ее по изображению чапаевской. Пулемет для нее делал именно таким, каким он был в годы Гражданской войны. В создании композиции «Три богатыря» ориентировался на картину Васнецова. Немало пришлось потрудиться, чтобы сделать не только коней и богатырей максимально похожими, но и оружие - мечи, копья, щиты, луки.
- Они получились не только похожими, но и боеспособными, - улыбается мастер и вспоминает, как один из детей, решив опробовать лук, чуть не попал в бабушку: острая стрела, размером около 10 сантиметров, пролетев пару метров, впилась в дверь рядом с нею. С тех пор играть с папиными поделками малышне запретили.
Позднее к экспозиции коней мастер добавил коллекцию собственноручно сплетенных кнутов - разных размеров, видов и из разных материалов.
Несмотря на то, что работы по размеру небольшие: конные композиции от 30 сантиметров до метра, на их создание требуется немало кропотливого труда. Мастеру приходится быть и художником, и токарем, и кожевником. Но результат творческого вдохновения и умелых рук радует своей красотой и необычностью всех, кому довелось увидеть эти работы.
Впервые Виктор Дмитриевич показал их на одной из старооскольских выставок народного творчества.
- О моем увлечении мало кто знал. И так получилось, что на этой выставке оказались родственники. Впечатлились. И звонят потом мне: представляешь, твой тезка таких красивых коней делает...
В прошлом году Зиновьев представлял свои работы на торжествах, посвященных юбилею Горшеченского района. Они стали одним из украшений выставки мастеров и привлекли внимание многих жителей и гостей района.
- Может быть и в других выставках поучаствовал бы, - говорит Виктор Дмитриевич, - но беда в том, что при перевозке поделки часто страдают, что-то ломается, что-то портится.
Как ни странно, но эта проблема стала одной из причин хорошей идеи - создать в селе свой музей. Вторая и главная причина в том, что экспонатов для этого музея у Виктора Дмитриевича и его брата Ивана Дмитриевича уже достаточно много. Причем, очень интересных, рассказывающих об истории нашего края.
- К примеру, вот эти железные палки с делениями и набалдашником в виде шара - это старинные весы, - показывает их использование Виктор Дмитриевич. - В одном безмене шар железный, в другом - латунный, таким, наверняка, пользовались богатые люди.
Чугунные утюги нескольких видов, в которых использовались угли, разнообразные фонари и лампы, в том числе для лучины и свечей, старинный топор, позволяющий с минимальным усилием разрубить большое бревно, кандалы, печная утварь - кочерги, ухваты, рогачи, уникальная печная заслонка работы демидовского завода…
Собранных экспонатов уже сотни. Много вещей, которыми пользовались роговские крестьяне и колхозники в работе и быту в прошлом и позапрошлом веках: серпы и цепы, ступа, в которой мололи зерно, дорожные сундучки, прялки и разнообразные инструменты для рукоделия…
- Сначала не было цели собирать старинные вещи, оно получилось как-то само: что-то на чердаке хранилось, что-то при работе на огороде откопали. Было интересно и самим, и детям показать-рассказать… Потом уже специально начали искать: у кого-то просили, у кого-то покупали, кто-то приносил и привозил старинные вещи сам, узнав, что мы их собираем.
К примеру, так в их коллекции появилось деревянное корыто, вырезанное из цельного бревна, такое как у старухи из сказки о золотой рыбке. К нему добавились старинные «стиральные машины»: ребристые доски, вальки, рубеля и скалки - то, что раньше женщины использовали для стирки и глажки вещей.
Есть экспонаты военной поры: часть гусеницы от танка Т-34, немецкая каска (ее нашли в собственном огороде), солдатская фляжка, котелок и другое. Есть вещи совет-ских времен, которые у молодежи, наверняка, вызовут недоумение, например керогаз, вилы для овощей. Есть старинное женское рукоделье…
Даже одно перечисление всех собранных Зиновьевыми экспонатов займет немало времени. Пока, увы, они просто сложены и пылятся без дела.
- К сожалению, мало свободного времени. Но идею о создании своего сельского музея постараемся обязательно осуществить, - говорят Зиновьевы. - Уже начали подготавливать для этого помещение.
Дело это интересное и нужное. Для села. Для будущих поколений. И хочется пожелать нашим героям, чтобы их мечта обязательно осуществилась.
И. БОБРЫШЕВ.


31.10.2019