Любовь к животным - по наследству
Молочные реки текут по родному району благодаря труженикам сельского хозяйства. И хотя профессия «доярка» уже давно переименована в «оператор машинного доения», суть ее осталась та же.
Юлия Гребенкина - доярка в третьем поколении. Оператором машинного доения она трудится 13 лет. Правда, по родительской стезе пошла не сразу, выбрав профессию повара-кондитера. Но начинать трудовую деятельность решила все же на ферме. В ООО «Рассвет» пришла на МТФ работать 19-летней девчонкой. Несмотря на юные годы, ее сразу поставили на группу коров (40 голов), уж очень уверенно, даже профессионально обращалась она с рогатыми красавицами. И с телятами, которые до двух-трех недель остаются на попечении доярки.
Конечно, без трудностей не обошлось. Процесс доения пусть и был механизирован, но в хозяйстве еще не было молокопровода - все удои сливали в бочки, которые приходилось самим относить. Худенькой, невысокого роста Юлии непросто было тягать эти емкости. Только не жаловалась, справлялась.
- Работать с коровами, безусловно, сложно, но для меня, как жителя села, дело вполне привычное. С животными, можно сказать, выросла. Дома всегда держали большое хозяйство: коровы, лошади, поросята, куры… Пока помладше была, там опыта набиралась. Да и на ферму постоянно к родителям бегала. Они в колхозе «Путь Ленина» работали, я родом из Богатырево. Мама - доярка, у нее 34 года трудового стажа. Мне, конечно, больше нравилось с телятами возиться, поить их молоком. Но чаще я из дома сбегала к отцу. Вячеслав Валентинович Богатырев на ферме работал уходчиком, сегодня эта профессия звучит более представительно - «оператор по уходу за животными», - делится воспоминаниями Юлия Гребенкина. - Любила с ним скот на лошадях пасти. Вообще, многое, глядя на него, перенимала.
Призналась, что и корову ее он учил доить. Отец по-особенному, с уважением и любовью, относился к скотине, никогда не делил обязанности по уходу за животными на мужские или женские. А после отела вообще коров всегда сам раздаивал. Ловко и быстро у него это получалось. Уходчиком в колхозе проработал 30 лет. И трудился бы дальше, если бы не погиб.
Юлин брат Андрей, можно сказать, пошел по его стопам. Он хоть и учился на столяра-плотника, и даже практику в ООО «Восход» по этой специальности проходил, но трудовой путь в хозяйстве начал оператором по уходу за животными. Работал им почти восемь лет. Тоже, кстати, очень любит лошадей, легко ездит верхом без седла. Сейчас на молочном комплексе трудится на тракторе. Чистит кормовой стол коровам, удаляет навоз, выполняет и другие работы. По сути, и теперь осуществляет уход за КРС, только управляя «конем железным».
К слову, дедушка Юлии - Никифор Александрович Сысоев тоже уходчиком за КРС 40 лет проработал, а бабушка Лидия Гавриловна на молочной ферме дояркой 45 лет. И если посчитать трудовой стаж в животноводстве трех поколений этой семьи, получится почти 170 лет.
Переехав в Нижние Борки, Юля продолжила работать оператором машинного доения и в ООО «Восход» на Мокрецкой МТФ. Девушке здесь доверили группу, где уже 70 дойных коров. Но и ферма тут более автоматизирована. Процесс дойки и охлаждения закрытого типа - молоко не соприкасается ни с воздухом, ни с человеческими руками, что облегчает труд операторов машинного доения и позволяет получать молоко самого высокого качества.
При всем этом, без умелых тружениц, их заботы, внимания на ферме никак! За хороший уход и внимательное отношение коровы благодарят операторов машинного доения хорошими надоями, которые, к слову, в «Восходе» одни из самых высоких по району. И Юлия своих буренок в группе зовет не иначе как «мои девочки». Они у нее разные - ласковые, строгие, пугливые и озорные. Лезут и целоваться, и поиграть, бывает, и хулиганят, особенно молодые, хватают за халат или косынку, могут даже и укусить. Вспоминает свою любимицу - совсем ручную корову по кличке Девочка. Та была маленькая, худенькая, шустрая, в чем-то даже на саму Юлю похожа. В группу попала еще телочкой. Бывало, посмотрит своими черными выразительными глазами - словно в душу заглянет.
Самое трудное, по ее словам, это расставаться с коровами. Их списывают, если не погуляла, заболела или неудачно растелилась. Когда ферму Мокрецкую расформировывали, у нее ушла группа коров, ох и рыдала тогда она.
- Профессию свою знаю, кажется, до мелочей, но каждый раз не перестаю открывать для себя что-то новое. Тяжелая работа, не скрою, но без нее уже не могу. Это моя жизнь, - говорит оператор машинного доения Юлия Гребенкина.
Л. ГОНЧАРОВА.