И разогнули Курскую дугу…
Сегодня на курской земле снова идут бои. Как и в годы Великой Отечественной войны, наши солдаты ведут борьбу с захватчиками. Мы обязательно победим, разгромив врага, как это сделали наши деды и прадеды. 23 августа страна отметит 81-ю годовщину победы в Курской битве. Она стала переломным моментом всей Великой Отечественной войны. После того, как наши солдаты «разогнули» Кур-скую дугу, фашисты уже не вели наступление, а советская армия гнала врага назад, в Германию, и в конечном итоге смогла достичь Великой Победы. В Курской битве принимали участие многие горшеченцы. Сегодня их уже нет в живых. Но остались их воспоминания - свидетельства героизма и мужества участников сражений на Курской дуге.
Антон Аристархович Гребенкин (с. Богородицкое)
- В ночь на 5 июля нас подняли по тревоге. Старые солдаты сказали нам: ну, ребятки, держитесь, сейчас начнется такое, что вы в жизни не видали. А мы им - не страшите нас, поживем - увидим. И увидели, что не приведи Бог никому такое зрелище. Как только стало всходить солнце, началась мощная артиллерийская подготовка, в сторону противника обрушился огромный шквал огня. Потом немцы, видно, опомнившись от внезапного удара, двинули танки и пехоту на позиции наших батарей. Бойня была… Порой сидим в окопе, а от разрывов снарядов земля дрожит. Поначалу все боялись смерти, потом постепенно привыкли.
Александр Никитович Дороднов (д. Соколовка)
- В июле 1943 года попал на Курско-Орловскую дугу. Был я телефонистом, тянул катушки с проводами, обеспечивая связь, восстанавливал повреждения. Хорошо запомнился один из эпизодов. Было это 28 июля. На одном из участков замолчала телефонная связь - повреждена линия. Мне дали задание восстановить связь. Для этого сначала нужно было найти повреждение. Я направился вдоль телефонной линии, не подозревая тогда о том, что обрыв - дело рук немцев, которые уже ждали того, кто придет восстанавливать связь, чтобы взять «языка». Мне, можно сказать, повезло: внимание гитлеровцев отвлек показавшийся на опушке леса советский танк. Воспользовавшись этим, удалось скрыться - с трудом, так как был ранен, и добраться до своих.
Дмитрий Иванович Разинков (д. Бекетово)
- В мае 1943 года нас перекинули под Курск. Родную землю предстояло освобождать от врага, но нелегко это далось… Это лето навсегда отпечаталось в памяти. Тогда горели дома, танки… Бывало, что и земля, политая горючим из разбитой техники, горела. Стволы орудий от частых залпов накалялись так, что невозможно было дотронуться рукой. Гром канонады с обеих сторон стоял такой, что уши закладывало…
Виталий Васильевич Афанасьев (с. Знаменка)
- Взводу, где я служил, было приказано после очередной контратаки окопаться. Еще не успели бойцы отложить саперные лопаты, как со стороны противника послышался нарастающий гул моторов и лязг гусениц. На полном ходу машины со свастикой приближались к линии фронта. Я посчитал - десять танков, за ними - гитлеровские автоматчики. Взводный командовал подпустить ближе.
Еще немного - и первые пулеметные очереди встретили врага. Фашисты залегли, танки продолжали движение, стремясь подавить пулеметные точки. В этот момент и увидел, как один из танков направился в мою сторону. Когда до него осталось метров 10, бросил под танк связку гранат. Раздался сильный взрыв. Когда очнулся и выбрался из засыпавшей меня земли, увидел горящий танк…
Семен Иванович Хорошилов (с. Богородицкое)
- Жарко было в боях под Прохоровкой. Стоял знойный июль, о глотке воды мечтали. Забывали обо всем, когда на батарею двигались фашист-ские танки. Задачу свою - остановить врага - бойцы крепко знали. И артиллеристы, и танкисты, и пехотинцы сделали свое дело, остановили немцев и погнали вспять. Жуткую картину представляло поле над Прохоровкой: вздыбленные друг на друга наши и немецкие танки, обгоревшие и разбитые машины, сотни воронок от снарядов и мин напоминали какую-то фантастическую неземную картину. Этого не забыть.
Иван Егорович Жиряков
- На Курской дуге прошло мое боевое крещение. Было это под Орлом. Враг хорошо укрепил свои позиции, не уступая без боя ни пяди земли. Он был уверен в своей неуязвимости. Подступы к городу действительно были укреплены очень сильно. Перед нами стояла задача: взять Орел во что бы то ни стало. На меня в этом бою возлагалась задача обеспечить наступающий батальон надежной связью, а это нелегкое дело в боевой обстановке: то и дело связь нарушалась на различных участках боя. Но буквально в считанные секунды мы снова восстанавливали ее. Наконец, упорство врага было сломлено, он в панике отступил, город освободили от оккупантов. В честь этой победы в Москве был дан первый праздничный салют. За этот бой я был награжден первой правительственной наградой - медалью «За отвагу».