Дорогами Афгана
Так сложилось, что воинам отечественной армии приходилось исполнять свой интернациональный долг далеко от границ своей Отчизны. Сотни тысяч бойцов прошли через испытания в пустынях и горах, в тропиках и джунглях.
Владимир Леонидович Кудинов из Орловки о том, что был в «горячей точке» - служил в Афганистане 26 месяцев, старается не рассказывать, тяжело вспоминать о том, как каждый день находился на грани жизни и смерти, терял товарищей. Разве только что 15 февраля в день вывода советских войск из Демократической Республики Афганистан.
Родился Владимир Кудинов в селе Кулевка. После окончания школы учился от военкомата на курсах шоферов, где получил водительское удостоверение категории «С», что позволяло работать на большегрузных автомашинах. А в 1982 году его призвали на срочную службу в отдельный батальон материального обеспечения. Здесь возил горючее, заправлял бензином и соляркой военную технику.
Спустя три месяца Владимира отправили в Афганистан. Профессия военного водителя там особо ценилась. Работа эта была опасной и тяжелой. Ведь непросто поднимать машину по серпантину на головокружительную высоту или пробиваться среди гор и песков в отдаленный кишлак. К тому же каждая перевозка могла закончиться смертью. Владимир Кудинов признался: неправда, если говорят, что не боятся смерти. Жизнь приобретает высокую ценность именно в минуты опасности.
На вопрос, мог ли он тогда отказаться от службы в Афганистане, воин-интернационалист ответил:
- Не мог. Тогда не принято было, чтобы юноши искали способ не пойти в армию, «откосить». Да и стыдно было не служить. А уж где служить - прикажет Родина. Армия -это школа жизни. Она воспитывает настоящих мужчин, испытывает человека на честность, надежность, проверяет чувства. Там познаешь и настоящую мужскую дружбу.
Вспоминая о днях пребывания на чужбине, Владимир рассказывает, что особенно трудно было первые месяцы. Ребят, прибывших из лесостепной России в горную местность, удивляло многое. К примеру, природа. Темные до черноты ночи в горах, а при луне - светлые, как пасмурный день, небо без облаков и ежедневная жара. Поднимаешься к туннелю Саланг - там настоящая зима, мороз и снег. Спускаешься вниз - снова лето и обжигающее солнце.
За два года и два месяца службы в Афганистане наш герой видел и пережил многое. Эта горная страна. Все необходимое для жизнеобеспечения гарнизонов доставлялось автомашинами. Сам Кудинов непосредственно возил в воинские части и соединения горюче-смазочные материалы. Марш колонны обычно начинался рано утром. В ходе движения не допускался разрыв между машинами, так как этим, как правило, немедленно пользовался противник - минировал дороги и нападал на отставшие машины.
Он вспоминает, что когда впервые отправился по маршруту, встречая колонны из других подразделений, обратил внимание на то, что на кабинах машин прикреплены таблички с названиями городов: Москва, Минск, Пенза, Брянск… В следующий рейс и на машине Кудинова появилась надпись: «Курск». Это делали для того, чтобы на дорогах встретить земляков. И сколько таких встреч было! Делились на радостях последней сигаретой, сухим пайком, говорили о доме, фотографировались на память, обменивались адресами.
- Один раз там встретил Проскурина Юрия Витальевича. Это мой земляк из Кулевки. Радости столько было, что и не пересказать, - говорит он. - Еще с одним земляком вообще бок о бок мы в одной роте до самого дембеля прослужили. Это Александр Лынов. Он из села Хохол Нижнедевицкого района Воронежской области. К сожалению, уже практически перед отправкой домой нашу колонну обстреляли. Пока я вынес к медребятам раненого пацана, Сашку отправили в госпиталь, он тоже получил ранение. С тех пор мы с моим другом больше не виделись. Может быть, ваша статья в газете поможет мне отыскать его!
Рискуя жизнью, по опасным дорогам Афганистана Владимир Кудинов сделал несколько сотен рейсов, доставляя грузы. Демобилизоваться он смог лишь, когда ему пришла замена. В итоге его срочная служба вместо положенных двух лет растянулась на два с половиной года.
Как замечает наш герой, эти два с небольшим года его многому научили. И на жизнь смотреть иначе, и ценить ее лучше. И дорожить отношениями… Но и здоровье отняли.
Вернувшись домой, Владимир пересел за баранку уже граждан-ской машины. Но еще долго звучали в ушах взрывы от мин, гремели автоматные очереди, ухали гаубицы. Долгое время работал водителем в родном селе в колхозе. Женился. Переехал в деревню Орловка, здесь уже трудился путейцем на железной дороге. Теперь находится на пенсии по инвалидности. Его сын, которого, кстати, тоже зовут Владимир, закончил военный технический университет в Подмосковье. После пять лет служил по контракту, сегодня трудится на гражданке.
Л. ГОНЧАРОВА.